Коммандо 6 (Конго)
- 1 year ago
- 0
- 0
Конго — африканское государство доколониальной эпохи, сформировавшееся к XIV веку и распавшееся к XVIII веку. Его территория включала северную часть современной Анголы , Республику Конго , западную часть Демократической Республики Конго . Ставкой королей Конго был город Мбанза-Конго (называвшийся во время португальского правления Сан-Салвадор-ду-Конгу , порт. São Salvador do Congo ) на территории современной Анголы. Основным населением была народность баконго .
Согласно преданиям, основателем государства был вождь Ними-а-Лукени (другое имя — Нтину Вене), который пришёл вместе с отрядом воинов из района реки Кванго на востоке страны. Во главе государства стоял царь, носивший титул мани-конго . Большую роль играл также совет знати, определявший выбор наследника в период междуцарствия (наследование шло по нормам материнского права — от дяди к племяннику — сыну старшей сестры, от старшего брата к младшему). Складывавшиеся в стране феодальные отношения переплетались с институтами родового строя, существовало и домашнее рабство . Развивались ремёсла и торговля .
К середине XV века королевство Конго достигло вершины своего могущества, распространив свою власть на населённые северные берега реки Конго и сделав своими данниками Нгойо , Лоанго , Каконго , Ндонго и другие государственные образования.
В конце XV века , после первых контактов конголезцев с португальскими моряками под командованием Диогу Кана , началось проникновение португальцев в королевство Конго. Португальцы продавали африканцам огнестрельное оружие , промышленные товары, а в обмен получали рабов и слоновую кость .
3 мая 1491 года мани-конго Нзинга а Нкуву под именем Жуан I принял католицизм от португальских миссионеров. Вместе с ним были крещены его старшая жена и его сын Нзинга Мбемба ( Афонсу I ). Они получили имена португальского короля , его жены и сына соответственно. Несмотря на то, что приверженность первых чернокожих католиков христианству была во многом формальной, она подготовила почву для дальнейшей деятельности португальских и французских миссионеров в регионе. Таким образом, он надеялся обрести нового политического союзника и получить огнестрельное оружие. Однако первым результатом установления политических отношений стали случаи порабощения португальцами местных жителей.
После создания плантаций на Сан-Томе и Принсипи в самом начале XVI века число рабов, вывозимых из Конго, существенно возросло. По мере этого росло и недовольство населения деятельностью европейцев (работорговцев и миссионеров).
Если Жуан I передал португальцам монополию на вывоз рабов, рассчитывая, что она станет дополнительным источником обогащения, то Афонсу I был вынужден прекратить поддерживать европейских миссионеров и отказаться от христианства, опасаясь потерять поддержку населения. Недовольство населения португальцами выразилось, среди прочего в появлении новых религиозных течений (в частности, антониановской ереси ). Следующий правитель Конго (1545—1561) сумел временно выслать португальцев.
Со второй половины XVI века начинается постепенный упадок государства, вызванный набегами работорговцев и внутренними междоусобицами, умело разжигавшимися португальцами. Пришедшие из глубин тропической Африки воинственные племена в 1570 разграбили Мбанза-Конго , после чего были отброшены с помощью португальцев, что привело к дальнейшему усилению влияния португальцев. Засилье европейцев и произвол местной знати вызвали в 1587 году мощное народное восстание под предводительством Мбула Матади, приведшее к власти влиятельного короля (1587—1614), направившего в 1604 году посольство к папе Павлу V .
Многочисленные войны, которые навязывали на протяжении XVII века Конго португальцы, объединившись с яга, привели королевство к окончательному упадку и распаду на враждующие уделы.
После поражения войск конголезского короля Антониу I от португальской армии в битве при Амбуиле Конго в 1665—1709 годах между враждующими домами Кимпанзу и Кинлаза и многочисленными мелкими группами. К концу войны столица Конго была разрушена в 1678 году, и множество баконго были проданы в рабство.
Восстановление столицы связано с именем молодой харизматической пророчицы Беатрис Кимпа Виты, объявившей, что действует по настоянию явившегося ей святого Антония Падуанского (отсюда название её движения — антонианизм ), а Иисус был конголезцем. Из-за своей политической деятельности (она поддержала избрание королём Педру Константинью да Силвы) Беатрис стала угрожать королю , который вскоре арестовал и казнил её. 20 тысяч её разгневанных последователей выступили маршем против Педру IV в 1708 году, но тот разгромил их и в следующем году взял штурмом их столицу.
Королевство Конго было ликвидировано португальскими войсками в 1914 году в правление маниконго Мануэла III (правил в 1911—1914 годах).
В наши дни восстановления королевства Конго требует секта .