Interested Article - Рабство в Румынии
- 2020-09-19
- 1
Рáбство в Румы́нии ( 1385 — 1856 ) и (Робие, рум. Robie ) имело своеобразный характер и просуществовало до 1864 года . Рабами в Дунайских княжествах исторически были преимущественно цыгане ( Валахия , Трансильванское княжество , Буковина ) и, в меньшей степени, цыгане-мусульмане, жившие рядом с буджакскими татарами и ногайцами ( Молдавское княжество ). Рабство в Румынии, на тот момент являвшейся вассалом Османской империи , было законодательно запрещено только в феврале 1856 года , фактически же оно исчезло лишь в середине 1860-х. При этом наряду с рабами в румынских землях существовали крепостные крестьяне - румыны (известные как цараны , вечины , холопы ); а в Трансильвании — « румыны », йобаги и др.) Основу местного господствующего класса ( бояре ) составляли этнические румыны (в Валахии и Молдавии), а в Трансильвании — этнические венгры .
История
Несмотря на все сложности статистического учёта, а также социально-политические противоречия в стране, Румыния является крупнейшим и самым известным в мире регионом цыганской культуры. Это обстоятельство не случайно. Цыгане селились в средневековых румынских землях в необычайно больших количествах. Сюда их несомненно влекла бо́льшая толерантность романского населения, сохранившегося здесь со времён античности [ источник не указан 1020 дней ] . И действительно, по сравнению с валахами, также частично занимавшимися кочевым скотоводством, более поздние народы, осевшие на Балканах , были гораздо менее терпимы к кочевому образу жизни цыган, их языку и культуре.
Румынские цыгане в настоящее время насчитывают не менее двух миллионов человек. Первые цыгане проникли в румынские земли в XII веке с юга. Начиная с XIII века цыгане оказались в положении рабов у местных румынских и венгерских бояр. Именно тогда началось их постепенное закабаление местной славяно-романской верхушкой в очень своеобразной форме, напоминающей рабство в Бразилии . Первое письменное упоминание о рабах цыганской национальности в Румынии появилось третьего октября 1385 года . В разное время выдвигались также гипотезы о том, что цыган в Румынию поставляли монголы или турки , пригнавшие их из Азии. После превращения Румынии в вассала Османской империи, страна стала частью средиземноморской работорговли со странами Магриба .
Цыганские сословия
Особого внимания заслуживает сложная классификация румынских цыган, развившаяся за более чем 5 столетий существования рабства в Румынии.
По своей принадлежности определённому классу владельцев цыгане-рабы делились на три категории. Самую «элитную» и малочисленную часть составляли господские цыгане (также «божьи цыгане», в старорумынской терминологии «цыгань домнешть»), принадлежавшие валашским правителям и молдавским господарям ( князьям ). За ними следовала, также не особенно многочисленная, группа монастырских или церковных цыган («цыгань мэнэстирешть»), но наиболее многочисленными были боярские цыгане румынских и венгерских помещиков-землевладельцев.
Внутри каждой из трёх категорий имелись оседлые (вэтраши) и полукочевые (лэйаши) группы цыган, причём последним дозволялось кочевать по стране по нескольку месяцев, но раз или два в год они были обязаны возвращаться к боярину для уплаты оброка. В этом плане они сходны с мексиканскими подёнщиками-хорналерами.
Интересно, что цыганские касты , принесённые из Индии, продолжали сохраняться по настоянию румынских бояр в несколько видоизменённом «полупрофессиональном» виде на всём протяжении периода существования рабства, и даже после его отмены. Во времена максимального расцвета рабства в Дунайских княжествах, как некогда в Римской империи, цыгане жили при каждом, даже самом захудалом, господском дворе. Среди них были и музыканты, которые отмечали все события жизни (праздники, свадьбы, похороны), кузнецы, повара и прочие.
В Румынии сформировались следующие профессиональные сословия цыган:
- калдераши (букв. «медных дел мастера»),
- лэутары («музыканты»),
- или лингурары («ложечники»)
- урсары («медвежатники»),
- («кузнецы»), а также «подковари».
С самого начала истории рабства в Румынии, много рабов, как в Римской Дакии , трудились в соляных и рудных шахтах. Женщины-цыганки, принадлежавшие боярам, были служанками, часто наложницами своих господ. Официальные браки между румынами и цыганами не поощрялись, однако внебрачные дети от таких союзов наполняли улицы румынских городов, обостряя проблему детского беспризорничества, сохраняющуюся до наших дней. Подобная проблема остро стояла в Бразилии и других латиноамериканских странах, долгое время культивировавших институт пласажа .
Отмена рабства
Отмена рабства в Румынии произошла не из-за освободительного движения самих рабов, а в результате усилий ряда румынских интеллектуалов и прогрессивных политических деятелей, действовавших по причинам гуманистического и политического характера.
Процесс отмены рабства в Румынии растянулся почти на столетие, начиная с 1783 года, когда был введен в действие закон, отменявший цыганское рабство в Буковине. Два года спустя было отменено рабство трансильванских цыган из Ардяла. Первые требования были выдвинуты в 1837-1838 годы, до этого никто не ставил вопрос об эмансипации столь многочисленного населения. К 1845 году, в канун революции 1848 года, идея раскрепощения цыган начала приобретать все больше сторонников .
В ходе революции 1848 года в Дунайских княжествах одним из главных требований революционеров была отмена рабства .
Ведущие румынские интеллектуалы, такие как Михаил Когэлничеану и Ион Кымпиняну, который в 1837 году стал первым из бояр, добровольно освободившим своих рабов, - повели энергичную аболиционистскую кампанию в прессе и в публичных выступлениях. Так как гуманистические аргументы в пользу полной отмены рабства цыган нашли слабый отклик среди их владельцев, румынские аболиционисты в своей агитации сделали упор на экономической неэффективности института рабства.
Историк Виорел Аким рассказывает об искусной тактике, которую использовали румынские аболиционисты:
«Отношение к идее отмены рабства было довольно сдержанным, так как крупные бояре, которые одновременно были и крупнейшими владельцами цыган-рабов, не хотели расставаться со статусом рабовладельцев, вопреки тому, что рабство было нерентабельным. Поэтому одним из аргументов интеллектуалов-аболиционистов была как раз экономическая нерентабельность рабства. Содержание целых армий рабов при крупных боярских хозяйствах стоило намного дороже, чем реальные доходы от бесплатного, на первый взгляд, труда этих людей. И когда после 1850 года бояре осознали необходимость освобождения цыган, произошло это не столько по гуманистическим, сколько по экономическим причинам».
Поскольку речь шла об освобождении и интеграции в гражданское общество весьма значительного количества людей, насчитывавшего 200-250 тысяч человек и к тому же состоявшего из ряда групп, сильно различавшихся по своему статусу, освобождение цыган стало длительными и сложным процессом.
Как рассказываем Виорел Аким:
«Освобождение цыган-рабов было сложным процессом, потому что было несколько категорий рабов. Если освобождение государственных рабов произошло быстро и довольно рано, в 1843-1844 годах, то в случае рабов, принадлежавших монастырям и частным владельцам, процесс шел сложнее. И это, потому что речь шла о собственности. Реформы, которые румынское общество начало осуществлять, были нацелены на укрепление собственности и преобразование ее в буржуазную собственность. В 1844-1847 годах государству удалось путем специальных законов обязать монастыри и остальные церковные учреждения освободить своих цыган. Оппозиция со стороны церкви была незначительной. Зато большой проблемой стало освобождение частных рабов, и государству снова пришлось вмешаться и даже проявить изобретательность. Можно сказать, что был создан механизм, который поощрял рабовладельцев освобождать цыган, продавая их государству. Государство выкупало цыган-рабов по цене рынка рабов, а потом освобождало, предоставляя им статус свободных людей».
Последние акты об отмене рабства в Румынии были подписаны в 1861 году .
Последствия
После отмены рабства в Дунайских княжествах свободу получили не менее 250 тыс. цыган, или около 10 % населения. В Российской Бессарабии 1858 года перепись также учла 11 074 цыганских рабов. Освобождение цыган не улучшило их экономического положения. Как и в Бразилии, освобождённые рабы не получили земли и были вынуждены пополнить ряды городской бедноты или же модифицировать сферу своей деятельности. Например, фьерары совмещали подковку коней с конокрадством .
См.также
Примечания
- . Дата обращения: 10 февраля 2021. 25 января 2021 года.
- Achim (2004), p.96, 110; Djuvara, p.275
- . Дата обращения: 10 февраля 2021. 15 июня 2017 года.
Ссылки
- [www.calend.ru/holidays/0/0/31/49/ Цыгане в Румынии]
- 2020-09-19
- 1