Список глав правительства Кубы
- 1 year ago
- 0
- 0
Кубинская литература ( исп. La literatura cubana ) — литература на испанском языке , написанная кубинскими авторами. Зародилась в XVI веке с началом испанской колонизации острова Куба , однако до второй половины XIX века, когда появилось литературное движение « », была практически неизвестна в мире. Является одной из важнейших составляющих культуры Кубы, внёсшей значительный вклад в развитие всей латиноамериканской литературы .
Литература на испанском языке появилась на территории острова Куба с началом испанской колонизации. Конкистадоров сопровождали хронисты , записывавшие и комментировавшие важнейшие события конкисты . В этих хрониках была представлена только позиция испанских завоевателей, так, как предназначались они для испаноязычных читателей. Исключением в этом ряду стала книга «История Индий» Бартоломе де лас Касаса (1484—1566), монаха - доминиканца трудившегося на острове в начале XVI века.
Первое литературное произведение было написано на Кубе в 1608 году. Им стала историко-эпическая поэма « » * (1563—1647), в которой повествовалось о похищении епископа-монаха Хуана де лас Кабесас-Альтамирано пиратом Хильберто Хироном. Следом в XVII веке на Кубе были написаны и изданы ещё несколько произведений.
В XVIII веке берёт начало кубинская драматургия. В 1739 году в Севилье состоялась премьера первой кубинской пьесы «Принц-садовник и притворщик Клоридано» Сантьяго Питы. Это была комедия, построенная на имитации искусственных выражений того времени, с редкими реминисценциями из Лопе де Веги , Кальдерона де ла Барки и Агустина Морето .
В конце XVIII века зарождается национальная кубинская поэтическая традиция, что, прежде всего, связано с творчеством поэтов (1764—1846) и (1769—1805). В своих произведениях оба поэта описывают события и природу родины-колонии, а не далёкой метрополии. В их творчестве приоритеты отданы всему кубинскому, как, например, в оде «Ананас» Секейры и стихотворении «Кубинская сильва» Рубалькавы.
Для неоклассицизма в кубинской литературе (1790—1820), наряду с историями античных богов , характерна демонстрация особой роли природы, в чём заключалось отличие от аналогичного течения в испанской литературе . (1796—1881) — поэт, чьё творчество представляет собой промежуточный этап между «высоким стилем» и «народной культурой» и чей стиль стал одним из первых, начавших процесс «кубанизации» поэзии на острове. В это же время, писатель и литературный критик заложил основы «кубанизации» местной прозы.
Для романтизма в кубинской литературе (1829—1849) характерен разрыв с литературной традицией метрополии. Национальная поэзия начала самостоятельное развитие. Первым кубинским поэтом-романтиком является Хосе Мария Эредия (1803—1839), который также был эссеистом и драматургом. Патриот и сторонник независимости Кубы, он был вынужден эмигрировать в США , откуда переехал Мексику . В 1826 году, вместе с и Флоренсио Галли, основал литературный журнал « », единственный в своем роде, следом ещё два больших журнала — «Смесь» (1829—1832) и «Минерва» (1834). Среди наиболее известных его поэтических произведений два описательно-повествовательных стихотворения «В храме Чолула» (1820—1832), в котором он с восхищением описывает руины в Пуэбле и обличает религию ацтеков, и «Водопады» (1824), где автор описывает неукротимую мощь Ниагарских водопадов. В обеих произведениях впервые в латиноамериканской литературе появляется новый персонаж — авторское «я», вписанное в природный ландшафт .
Особую роль в развитии романтизма в кубинской литературе сыграло творчество Хертрудис Гомес де Авельянеда (1814—1873). Писательница стала одной из основательниц жанра латиноамериканского романа. Другими известными кубинскими прозаиками-романтиками являются * (1809—1844) и (1797—1854).
Следующим значительным этапом в истории кубинской поэзии стало творчество Хуана Клементе Сенеа (1832—1871), Луисы Перес де Самбраны (1837—1922) и (1851—1906). Их творчество заложило основы модернизма — кубинской поэтической традиции, которой некоторое время не хватало универсальности. Эта проблема была блестяще решена выдающимся кубинским поэтом Хосе Марти (1853—1895).
Влияние французской поэтической традиции заметно в творчестве поэта Хулиана дель Касаля (1863—1893). Характерными чертами его поэзии являются интеллектуализм, восприятие слова, как произведения искусства, трагичность и мортуарность.
В XIX веке на Кубе получила развитие философская и историческая литература, авторами которой были Феликс Варела ?! (1788—1853), (1797—1879) и Хосе де ла Лус Кабальеро (1800—1862), чьи сочинения подготовили поколение патриотов. Романы против рабства были написаны кубинскими писателями Сирило Вильяверде (1812—1894), (1812—1860) и (1823—1890). Известными кубинскими писателями XIX века, описавшими в своих произведениях национальные обычаи и культуру, были (1813—1875) и (1812—1882). Представителями эстетического направления в позднем романтизме были (1821—1886), (1826—1867) и (1827—1890). Известным кубинским литературным критиком XIX века был (1849—1933).
Кубинская литература в первой половине XX века, не только была отмечена влиянием творчества двух великих писателей-модернистов — Хулиана дель Касаля и Хосе Марти, но и отстаиванием кубинской национальной идентичности, в первую очередь от американского влияния.
В первой половине XX века традиции поэзии модернизма продолжили (1923—1999), Хосе Мануэль Поведа (1888—1926), (1899—1934), (1893—1989) и (1896—1983).
Разрыв с модернизмом был осуществлён (1886—1979) в произведении «Урожай» (1926), ознаменовавшем начало авангардизма. Период модернизма завершился произведением «Угасание стихотворения» (1928) Мариано Бруля (1891—1956), видного представителя на Кубе. Авангардизм по-разному был представлен в поэтических произведениях — реалистичный у Николаса Гильена (1902—1989), абстрактный у Дульсе Марии Лойнас (1902—1997) и (1903—1999). Переходные черты между модернизмом и авангардизмом заметны в поэзии Эмилио Бальягаса (1908—1954).
В 1940 году возникло второе течение кубинских поэтов-авангардистов в группе писателей, сформировавшейся вокруг журнала «Ревиста Орихенес». Лидером группы был Хосе Лесама Лима (1910—1976), вокруг которого объединились (1914—2003), Гастон Бакеро (1914—1997), Вирхильо Пиньера (1912—1979), Лоренсо Гарсия Вега (1926—2012), (1921—1981), Синтио Витьер (1921—2009), Фина Гарсиа Маррус (род. 1923) и Элисео Диего (1920—1994). Другими видными поэтами того поколения были (1914—1992) и (1909—1990).
Следом за поэтами-авангардистами пришло «поколение пятидесятников», поэтов, родившихся между 1925 и 1945 годами. Их творчеству характерен широкий диапазон направлений — от неоромантизма до верлибра. Лучшими представителями этой группы были (род. 1923), (1925—1960), (1930—1988), Роберто Фернандес Ретамар (1930—2019), (род. 1933), Антон Арруфат (род. 1935), Эберто Падилья (1932—2000) и Мануэль Диас Мартинес (род. 1936).
Для творчества первой волны поэтов «поколения пятидесятников», родившихся между 1925 и 1929 годами — (1918—1997), Карильды Оливер-Лабры, (1926—2001), (1928—2010), (1929—2010), характерен нео романтизм и даже сюрреализм .
После Кубинской революции в поэзии интимность уступила место эстетике социалистического реализма, пропагандировавшейся печатным изданием « ». Поэзия приобрела эпическое звучание, когда кульминацией в истории повседневной жизни общества провозглашалась социальная революция. В ней главным героем выступало общество, роли личности уделялось крайне мало внимания или вовсе не придавалось никакого значения. Поэты следовали в фарватере политики государства или противостояли режиму. Известными творцами гражданской лирики того времени и представителями второй волны «поколения пятидесятников», родившимися с 1930 по 1939 год, были Фаяд Хамис, (род. 1929), Роландо Эскардо, Эберто Падилья, Сезар Антонио Лопес, (род. 1933), Мануэль Диас Мартинес, Антон Арруфат, (род. 1935), (1939—1990), (род. 1934) и другие сторонники коллоквиализма .
Третья волна поэтов «поколения пятидесятников», родившихся между 1940 и 1945 годами, к которым относятся (1944—1985), Нэнси Морехон (род. 1944), (род. 1944), (род. 1943), (1945—2007), Рауль Риверо ?! (род. 1945), (род. 1945), (род. 1945), (род. 1945), (род. 1945), несмотря на кризис просторечия в поэзии в начале 1980-х годов, остались ему верны в своём творчестве.
Поэзия поколения поэтов, родившихся между 1946 и 1958 годами, разделилась на два направления. Одни использовали классические формы стихосложения. Другие верлибр. Однако оба лагеря экспериментировали с языком, иногда используя просторечие. К поэтам этого периода относятся (1946—2008), (род. 1946), (1947—2000), (1948—1993), (1957—1997), (род. 1950), Рейна Мария Родригес (род. 1952), (1955—2012), (род. 1946), (род. 1946), (род. 1949), (род. 1957), (род. 1949).
Новое поколение поэтов заявило о себе во второй половине 1980-х годов. Это поколение родившихся между 1959 и 1970 года, за исключением (род. 1958). Их творчество испытало значительное влияние поэзии Хосе Лесамы Лимы и Вирхильо Пиньеры.
![]() |
Этот раздел статьи
ещё
не написан
.
|