Ягудин, Керим Мусякович
- 1 year ago
- 0
- 0
Уся́ ( кит. 武俠 ) — приключенческий жанр китайского фэнтези ( литература , телевидение , кинематограф ), в котором делается упор на демонстрацию восточных единоборств. Уся в кино представляет собой насыщенную фантастическими элементами разновидность фильма с боевыми искусствами . Термин «уся» образован путём сращения слов ушу (« боевое искусство ») и ся (рыцарь, зачастую странствующий) .
Одним из первых произведений в жанре уся была танская новелла « », повествующая о чернокожем невольнике, который благодаря чудесному навыку прыгать с крыши на крышу и взбираться по гладким стенам домов спасает из мандаринского гарема подругу своего хозяина. К жанру уся можно отнести и знаменитый средневековый роман « Речные заводи ».
Во времена империй Мин (1368—1644) и Цин (1644—1912) на изображения «благородных разбойников» был наложен запрет с тем, чтобы описания фантастических единоборств не воспламеняли души подданных императора. Вторую жизнь жанр обрёл с обвалом императорского Китая в начале XX века.
Коммунистические власти Китая неодобрительно относились к авторам уся, зато на Тайване и в Гонконге с 1960-х по 1980-е гг. уся развился в один из самых популярных жанров массовой культуры . Самыми известными стали три автора — Цзинь Юн , Гу Лун и Лян Юйшэн , которых называли «тремя опорами треножника уся ». На Западе первые поклонники китайского фэнтези появились с публикацией переводов произведений гонконгского автора Цзинь Юна. Последние годы XX и начало XXI вв. были ознаменованы появлением компьютерных игр в жанре уся ( Jade Empire , Dynasty Warriors ).
Действие уся разворачивается в « » (досл. «Реки-озёра» — образ, означающий в китайском вольный мир, вольницу) — особом, сочетающем вымысел с реальностью мире мастеров боевых искусств, живущих вне судов и законов государства, и либо состоящих во всевозможных учениях/ кланах /школах, либо странствующих в одиночку.
Обычно главный герой — молодой человек, который, пережив большое горе, с честью проходит все лишения и испытания, чтобы стать «лучшим мастером единоборств» во всём Китае. Подобно Робину Гуду , он приходит на помощь тем, кто не в состоянии постоять за себя. В других случаях сюжет построен на перипетиях борьбы между благородным мастером единоборств и его столь же сильным, но лишённым благородства соперником. Как правило, в конце главный герой погибает.
Первым фильмом уся, снятым в самом Китае, было « » (1928). В период с 1928 по начало 1930-х гг. было снято множество фильмов этого жанра на шанхайских киностудиях, пока китайское правительство (Гоминьдан) не запретило выпуск подобных лент как пропагандирующих чрезмерное насилие и реакционный феодализм.
Начало второй волны уся в кино датируется 1960-ми гг. Начиная с середины 1960-х гг. и по середину 1980-х гг. фильмы в жанре уся производились на сингапурской (позже гонконгской) студии братьев Шао . Шедевром этой студии считается боевик « Однорукий меченосец » (1967) с Джимми Ван Юем в главной роли.
Оригинальный взгляд на жанр уся был у знаменитого гонконгского режиссёра и киноактёра Чу Юаня (известного российскому зрителю по роли главного злодея в картине Джеки Чана « Полицейская история »), снявшего в 1970-гг. на студии Shaw Brothers несколько неординарных лент с Ти Луном в главной роли (например, « Волшебный клинок »).
Также большое распространение жанр уся получил на Тайване, где фильмы с полуисторическими-полусказочными сюжетами снимались в большом количестве с конца 1960-х и до первой половины 1980-х гг.
Начиная с середины 1970-х гг. популярность фильмов уся резко пошла на убыль — их вытеснили фильмы , сравнительно реалистично изображающие кун-фу , или китайский бокс; одним из первых в них главные роли исполнил Брюс Ли (« Большой босс », 1971; « Кулак ярости », 1972). После банкротства студии Shaw Brothers в 1985 году фильмы в жанре уся стали достаточно редкими гостями на киноэкране более чем на десятилетие. Некоторое распространение в этот период получили фильмы в жанре мистического фэнтези (с элементами фильма ужасов), например, серия фильмов « Китайская история о призраках ».
С распространением спецэффектов и экономическим подъёмом Китая создались предпосылки для возрождения китайского фэнтези с боевыми искусствами. Большая заслуга в этом принадлежит ленте тайваньского режиссёра Энга Ли « Крадущийся тигр, затаившийся дракон » (2000), которая стала самым кассовым неанглоязычным фильмом в истории США и была представлена к премии « Оскар » в десяти номинациях.
Вслед за Энгом Ли внимание на уся обратил китайский режиссёр Чжан Имоу , обогативший жанр уся крупнобюджетными драмами « Герой » и « Дом летающих кинжалов ».
В последнее время отмечено влияние условностей жанра уся (сверхчеловеческие скорость, реакция, удары, полёты) на голливудские блокбастеры (напр., тетралогия « Матрица »). Существуют и пародии на жанр уся: например, пародийный боевик « Разборки в стиле кунг-фу » Стивена Чоу и полнометражный мультфильм « Кунг-фу панда » студии DreamWorks Animation .