Петербургская фантастическая ассамблея
- 1 year ago
- 0
- 0
Фантастическая поэзия (англоязычной терминологии также: «спекулятивная поэзия» ( англ. speculative poetry ) — поэзия воображаемых миров) — разновидность фантастической литературы ( научной фантастики , фэнтези и хоррора ), использующая стихотворную форму.
Начиная приблизительно с середины XX века , а особенно с начала 1970-х годов, регулярно издаются англоязычные антологии фантастической поэзии. В 1978 году в США основана , которая объединяет читателей и писателей, интересующихся фантастической поэзией . Ассоциация ежегодно присуждает за лучшее поэтическое произведение в научной фантастике , фэнтези и хорроре , названную в честь литературного героя из рассказа Хайнлайна « Зелёные холмы Земли ». Премия присуждается в двух номинациях: лучшее длинное стихотворение и лучшее короткое стихотворение. Номинированные на премию произведения публикуются в антологии «Rhysling» . В 2008 году специальный титул Грандмастера премии Райслинга получил Рэй Бредбери . Премия Сайдвайз за лучшее произведение в жанре альтернативной истории в номинации «лучшее произведение малой формы» может вручаться за стихотворение, премия читателей журнала «Азимов» — за стихотворение, премия Брэма Стокера организации «Horror Writers Association» в категории «сборник поэзии» и премия « Балрог » в номинации «поэт».
В России начиная с 1989 года вышло несколько антологий фантастической поэзии
, а также книжная серия «Альтернативный Пегас» в составе 7 книг (2001) .На ежегодной международной литературной конференции по вопросам фантастики « » проводятся дискуссии и семинары по фантастической поэзии. В 2005 и 2007 годах эти семинары проводила Мария Галина — известный поэт и писатель-фантаст, «автор поэмы „Катти Сарк“ и многих других стихов с „фантастическим уклоном“» .
В периодике фантастическая поэзия часто появляется в . Изредка встречаются небольшие журналы, посвящённые исключительно фантастической поэзии: так, в США с 1984 года выходит журнал « The Magazine of Speculative Poetry », а также журнал « Scifaikuest », публикующий только фантастическую поэзию в жанрах хайку , танка , сэнрю и хайбун .
В русской литературе конца XIX — начала XX века нередким было обращение к теме жизни на других планетах и у других звёзд в лирике символизма (в частности, у Фёдора Сологуба и Валерия Брюсова ). По мнению А. Ф. Бритикова , русская литературная традиция научно-фантастической поэзии началась с ранних образцов в творчестве Валерия Брюсова , Велимира Хлебникова и Владимира Маяковского и получила дальнейшее развитие в творчестве прежде всего ленинградских поэтов 1960—1970-х годов — В. Шефнера , О. Тарутина и других; так, книгу Олега Тарутина «Зеница ока» ( 1979 ) Бритиков называет первым русским сборником фантастической поэзии . Среди заметных явлений научно-фантастической поэзии того времени называют также стихотворения Юрия Кузнецова («Змеиные травы», «Атомная сказка» ( 1968 ) и другие), поэму «Струфиан» ( 1974 ) Давида Самойлова . В литературе 1990-х годов к данному жанру можно отчасти отнести творчество Дмитрия Быкова (например, стихотворение «Постэсхатологическое» ( 1991 ), поэму «Версия» ( 1993 ), излагающую вариант альтернативной истории послереволюционной русской литературы) . В XXI веке фантастическая поэзия представлена в творчестве Марии Степановой ; одним из наиболее заметных явлений стало также творчество Фёдора Сваровского (предшественником которого выступил в стихах 1990-х годов Андрей Родионов ): как отмечала критик Людмила Вязмитинова ,
оба обратились к трэшевым, почти бульварным космическим сюжетам. С одной стороны, это самый массовый вид фантастики, а герои обоих поэтов — представители именно демократических «широких масс». С другой стороны, фантастика — наиболее удобный материал для формирования интонации, в которой ирония сочетается с экзистенциальной глубиной .
Англоязычная научно-фантастическая поэзия, как утверждается, оформилась в качестве отдельного литературного явления в начале 1970-х годов как продукт « Новой волны » в научной фантастике . Создание в 1978 году американской Ассоциации научно-фантастической поэзии подтвердило появление нового литературного направления. В 1981 году Эндрю Джорон писал, что за последнее десятилетие в США «удалось создать традицию, закрепившую и определившую жанр» научно-фантастической поэзии .
Одним из признанных примеров научно-фантастической поэзии является поэма шведского Нобелевского лауреата Харри Мартинсона « Аниара » ( 1956 ), действие которой происходит внутри космического корабля.
Поэзия фэнтези нередко входит в состав романов, принадлежащих к этому жанру; известными примерами являются произведения Дж. Р. Р. Толкина , Г. Л. Олди , Марии Семёновой .
В сборнике фантастической поэзии современных российских авторов «Магическая механика» раздел «Волшебное прошлое», по словам составителя, посвящён фэнтези .
Альманах «Конец эпохи» (1996—2011) публиковал поэзию и прозу фэнтези .
Среди поклонников Толкина и ролевых игроков широко развита любительская поэзия фэнтези (см. также: менестрель ). Представители: Тэм Гринхилл, Йовин и др.
В своём классическом эссе « Сверхъестественный ужас в литературе » Г. Ф. Лавкрафт называет Эдгара По создателем современной литературы ужаса — как прозаической, так и поэтической — «в её окончательном и совершенном виде»:
Космический ужас заполняет и стихи, и рассказы По. Ворон , который стучит прямо в сердце, вампиры, которые бьют в колокола, склеп Улялюм октябрьской чёрной ночью, странные шпили и куполы на морском дне, «дикая волшебная звезда, что мерцает нам сквозь года» — все это и многое другое злобно смотрит на нас из маниакальных страхов в бурлящем поэтическом кошмаре.
Среди более современных певцов «космического ужаса» Лавкрафт выделяет Кларка Эштона Смита (поэма «Любитель гашиша» и др.).
Наконец, сам Г. Ф. Лавкрафт является не только прозаиком, но и заметным представителем поэзии ужасов (цикл сонетов « Грибы с Юггота » и др.).
Международная организация « » присуждает ежегодную Премию Брэма Стокера за достижения в жанре литературы ужасов, в том числе в категории «Поэтический сборник» ( ).
Цветан Тодоров в книге «Введение в фантастическую литературу» выражает сомнения в возможности существования фантастической поэзии. Тодоров пишет, что поэзия по своей сути неизобразительна, «поэтический образ — это сочетание слов, а не вещей», то есть поэтический текст следует воспринимать на уровне последовательности слов, а не обозначаемых ими предметов.
«Теперь нам понятно, почему поэтическое прочтение представляет собой препятствие для фантастического. Если, читая текст, мы отвлекаемся от всякой изобразительности и рассматриваем каждую фразу всего лишь как сочетание семантических признаков, то фантастическое возникнуть не может… для его возникновения требуется наличие реакции на события, происходящие в изображаемом мире. Поэтому фантастическое может существовать только в вымысле; поэзия фантастической не бывает (хотя и существуют антологии „фантастической поэзии“…)».
С Тодоровым соглашается Джессика Салмонсон: замечая, что фантастическое представляет собой «образную реальность» ( figurative reality ), в то время как фантастическая поэзия в целом лишена создающих эту образную реальность элементов ( персонажей , событий и действия), она приходит к выводу, что «идея фантастической поэзии, в сущности, — инструмент сообщества ( device of community )», полезный для объединения писателей, но лишённый теоретического значения .
На русском языке :
На английском языке :
На русском языке :