Interested Article - Фантастическая драматургия

Фантастическая драматургия ( англ. speculative drama ) — разновидность фантастической литературы ( научной фантастики , фэнтези и хоррора ), использующая драматургическую форму.

За лучший подкаст в области фантастической драматургии ежегодно вручается (англ.) в 2 номинациях: короткая фантастическая аудио-пьеса и длинная фантастическая аудио-пьеса . В премии Хьюго в номинации «фантастическая драма» в 1965 году победителем стал Dr. Strangelove с пьесой «Семь лиц доктора Лао» , в 1971 году был специальный раздел «драматическое представление» , а с 2003 по 2022 год было две номинации «драматическое изложение: длинная форма» и «драмматическое изложение: короткая форма», с 1967 по 2002 год номинация «драматическое представление», в 1965 году номинация «фантастическая драма», с 1960 по 1963 год номинация «драматическая презентация» . В (англ.) за 2003 год в разделе другие работы на английском языке была награждена пьеса CBC Radio «Быстрее света» Джо Махони, Роберта Дж. Сойера и Барбары Уорти , а за 2006 год в разделе другие работы на английском языке была награждена радиопостановка «Рождение» писателей Майкла Ленника и Роберта Дж. Сойера и продюсера Джо Махони, которая прошла на CBC Radio One 8 июля 2005 года . В премии (англ.) в 2003 году была номинация «за сочинение музыки к научно-фантастической драме», победителем которой была признана партитура из «Его жалкая вещь под названием жизнь: аудиороман» с первой трансляцией на Wellington Access Radio в августе 2002 года .

В России международный драматургический конкурс «Литодрама» совместно с конференцией по фантастике «РосКон» проводит конкурс в номинации «Фантастическая пьеса» . В 2016 году победителем конкурса стала Елена Щетинина с пьесой «Ждать» .

Существуют межавторские сборники фантастической драматургии:

Мичио Каку в своей книге Физика невозможного , ссылаясь на Владимира Набокова , упомянул пьесу Шекспира « Буря » как произведение во многом напоминающее научно-фантастическое произведение, а также упомянул научно-фантастический фильм « Запретная планета » 1956 года, как перенос сюжета шекспировской пьесы в типичный для современной фантастики антураж .

Традиция советской фантастической драматургии восходит к В. Брюсову , А. Н. Толстому , В. Маяковскому . На фантастическом допущении построена фабула пьес М. А. Булгакова « Адам и Ева », « Блаженство » и « Иван Васильевич ».

Предшественниками фантастической драматургии (а точнее фэнтези) были древнегреческие спектакли по мотивам мифов типа Элевсинских мистерий и средневековые мистерии по религиозным мотивам (например масштабная «Мистерия страстей» 1547 года в бургундском городе Валансьена) . Уже в наше время были поставлены спектакли по мотивам: «Снегурочка» Островского, «Собачье сердце» и «Роковые яйца» Булгакова, «Франкенштейн» Мэри Шелли, театральные адаптации «Марсианских хроник» и «451 по Фаренгейту» Рэя Брэдбери, сценические воплощения романов Терри Пратчетта цикла «Плоский мир», сатирическая комедия Владимира Маяковского «Клоп», пьесы Евгения Шварца и Григория Горина по мотивам Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города», Лазаря Лагина «Старик Хоттабыч», Павла Бажова «Хозяйка Медной горы», мюзикл «Мальчик из страны Оз», комедия в 2 действиях по мотивам пьесы А. Б. Стругацких «Невеселые беседы при свечах», спектакль по мотивам книги-хоррора Сьюзан Хилл «Женщина в черном», фэнтезийный мюзикл по книге Грегори Макгвайра «Злая» (переложение «Волшебника из страны Оз»), мюзикл «Джекил и Хайд» по мотивам знаменитого произведения Роберта Луиса Стивенсона и балет «Волшебный орех» (аналог «Щелкунчика») . Связь фантастики и драматургии проявляется и на уровне актеров: сыгравший Логана из «Людей Икс» Хью Джекман участвует в бродвейском мюзикле «Мальчик из страны Оз», а сыгравший Гэндальфа в трилогии «Властелин Колец» Йен Маккеллен специализируется на театральных постановках по Шекспиру и в 2000 году даже получил премию за театральное искусство имени К. С. Станиславского .

Одним из пионеров научно-фантастической драматургии был Карел Чапек : его пьеса 1921 года « R.U.R. » ввела в популярную культуру имеющее славянские корни слово робот , популярностью пользуются и другие фантастические пьесы автора, такие как « Средство Макропулоса » (1922; чешский композитор Леош Яначек написал на сюжет пьесы одноименную оперу , она также легла в основу советского фильма « Рецепт её молодости ») или « Белая болезнь » (1936, в 1937 году экранизирована ). Связь между этой пьесой и ранними научно-фантастическими фильмами на тематику роботов рассмотрел Derek Johnston’s в статье «Experimental Moments: R.U.R and the Birth of British Television Science Fiction».

Более современная пьеса Override (2013) автора Stacey Gregg рассматривает внутреннюю реакцию человека на технологические улучшения . В 2002 году была поставлена пьеса Caryl Churchill’s A Number .

По роману Роберта Л. Стивенсона « Странная история доктора Джекила и мистера Хайда » был поставлен мюзикл «Джекил и Хайд» ( Jekyll & Hyde ), он также получил множество киновоплощений.

По мнению Е. Викторова, научно-фантастическая драматургия — это практически неосвоенный жанр в русской литературе . По его мнению, пьесы Евгения Шварца относятся одновременно к сказке, фантастике и сатире.

Некоторые фантастические пьесы:

В книге Science Fiction and the Theatre Ralph Willingham перечислено 328 пьес, написанных на английском языке в период с 1901 по 1990 годы .

По заявление драматурга научной фантастики из Нью-Йорка Mac Rogers «научно-фантастический театр не борется за то, чтобы родиться или быть признанным. Он уже здесь и он уже традиция» .

Существует попытка библиографии, где собрано 547 произведений драматургической формы, имеющих элементы фантастического . Эта библиография в сокращенном варианте (210 наименований) вместе с дополнительным списком (29 наименований) Е. Харитонова «Фантастика в драматургии» была опубликована в журнале «Библиография» .

The Encyclopedia of Fantasy насчитала 383 автора в жанре фантастической оперы .

Иногда пьесы публикуют в фантастических антологиях (например в антологии или в сборнике ).

Примечания

  1. . Дата обращения: 13 февраля 2012. 6 марта 2012 года.
  2. . Дата обращения: 26 января 2023. 26 января 2023 года.
  3. . Дата обращения: 26 января 2023. 26 января 2023 года.
  4. . Дата обращения: 26 января 2023. 26 января 2023 года.
  5. . Дата обращения: 26 января 2023. 26 января 2023 года.
  6. . Дата обращения: 26 января 2023. 26 января 2023 года.
  7. . Дата обращения: 27 января 2023. 27 января 2023 года.
  8. . Дата обращения: 16 ноября 2020. 17 февраля 2020 года.
  9. . Дата обращения: 16 ноября 2020. 6 декабря 2017 года.
  10. Митио Каку . 7. Телепортация // Физика невозможного. — Альпина нон-фикшн , 2010. — ISBN 978-5-91671-057-1 .
  11. . Дата обращения: 12 ноября 2011. Архивировано из 16 июля 2008 года.
  12. Юлия Самохина. // Мир фантастики . — октябрь 2006. — № 38 . 17 июня 2013 года.
  13. на сайте « Лаборатория Фантастики »
  14. Stacey Gregg, Override (Nick Hern Books, UK, 2013)
  15. Churchill, Carol, A Number (Nick Hern Books, UK, 2002)
  16. . Дата обращения: 12 февраля 2012. 7 января 2010 года.
  17. . Дата обращения: 16 июня 2018. 16 июня 2018 года.
  18. . Дата обращения: 16 июня 2018. 16 июня 2018 года.
  19. Дата обращения: 16 июня 2018. 12 июня 2017 года.
  20. Дата обращения: 16 июня 2018. 16 июня 2018 года.
  21. . Дата обращения: 16 июня 2018. 16 июня 2018 года.
  22. . Дата обращения: 28 февраля 2020. 10 мая 2019 года.

Литература

Источник —

Same as Фантастическая драматургия