Мотивы
сверхъестественного
и
фантастического
во все времена были изначальным элементом
литературы
.
Современный жанр
фэнтези
отличается от
фольклорных
преданий (
сказок
), сюжеты которых также используют фантастические элементы, прежде всего неоспоримой вымышленностью историй, а также указанием автора. Некоторые ранние фантастические произведения такие как средневековые европейские
рыцарские романы
или арабские сказки из сборника «
Тысяча и одна ночь
», послужили основой для более поздних произведений с теми характерными чертами, которые ныне определяют жанр фэнтези. Ещё в XIX веке некоторые авторы, такие как
Джордж Макдональд
(1824–1905), написали первые произведения с признаками фэнтези.
Позже, в XX в., публикация романа «
Властелин колец
»
Дж. Р. Р. Толкина
оказала определяющее влияние на становление
эпического фэнтези
. Выпуск и последующая популярность произведений Толкина также способствовали тому, чтобы жанр фэнтези стал коммерчески отличным и жизнеспособным. В настоящее время жанр охватывает множество поджанров, самыми знаковыми из которых являются традиционное классическое, эпическое, и
тёмное фэнтези
.
Отличие фэнтези от ранних произведений фантастики
Современное фэнтези описывает иную реальность, либо мир фантазий, отделённый от нашего, либо скрытую от посторонних глаз сторону мира реального. Кроме того, законы этого мира, его география, история и т. д. имеют тенденцию быть определёнными, даже если они не описаны напрямую. Действие традиционных сказок происходит в реальном мире, часто в прошлом или в далеких, неизведанных местах. Фэнтези-сюжеты редко описывает место или время предельно ясно, часто просто уточняя, что это произошло «давно и далеко».
Сверхъестественные элементы в фэнтези вымышлены по умолчанию. В
сказках
степень их предполагаемой реалистичности может охватывать спектр от
легенд
, воспринимаемых как реальные события, до
мифов
, которые понимаются как описывающие в понятных терминах более сложную реальность, и вплоть до самых поздних, намеренно вымышленных литературных произведений.
Вымышленные миры современного фэнтези разрабатываются конкретным автором или группой авторов, часто с использованием традиционных жанровых составляющих, но уже в современной обработке и с индивидуальной интерпретацией
. В традиционных сказках с элементами фэнтези использовались знакомые мифы и фольклор, и любые отличия от традиции считались вариациями на тему; традиционные сказки никогда не задумывались отдельно от местного фольклора о сверхъестественном. Переходы между традиционными и современными формами фантастической литературы очевидны в ранних
готических романах
, модных в XIX веке
историях о привидениях
и ряде
романтико-приключенческих романов
, где широко использовались устоявшиеся фантастические мотивы, но и они, однако, подчинялись авторским концепциям.