Локс, Константин Григорьевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Константин Григорьевич Кагаловский (р. 13 октября 1957 ) — российский чиновник и бизнесмен. Бывший топ-менеджер нефтяной компании « ЮКОС ». Муж Натальи Гурфинкель-Кагаловской , фигурировавшей в « деле Bank of New York » — скандале с возможным отмыванием российских денег в американском банке Bank of New York . Кандидат экономических наук .
В 1980 году окончил Московский финансовый институт , после его окончания проходил действительную военную службу в Советской Армии начфином в одной из воинских частей в Забайкалье . После окончания военной службы работал в Центральном экономико-математическом институте РАН (ЦЭМИ). В 1989 году руководил Международным центром исследований экономических реформ.
В 1990—1994 годах был представителем правительства России по связям с международными финансовыми организациями. С 1990 по 1991 год — полномочный представитель России по взаимодействию с Международным валютным фондом и Всемирным банком . В январе-сентябре 1992 года — полномочный представитель России по взаимодействию с международными финансовыми организациями, экономический советник правительства России. В сентябре-октябре 1992 года — представитель России (на уровне посла) в правлении МВФ. С октября 1992 года — директор МВФ от России , внештатный советник председателя правительства.
С ноября 1994 года — первый заместитель председателя правления банка «Менатеп» , начальник отдела работы на внешнем рынке. По информации журнала Forbes именно Кагаловский разработал идею приватизации крупных государственных компаний через залоговые аукционы . 30 марта 1995 года три крупных российских банкира Владимир Потанин (« ОНЭКСИМ Банк »), Михаил Ходорковский (банк «Менатеп») и Александр Смоленский (« Столичный банк сбережений ») официально предложили правительству РФ предоставить кредит размером почти на $2 млрд под залог акций ряда крупных нефтяных и металлургических предприятий. Позднее Кагаловский активно участвовал в сделке «заём в обмен на акции» в результате которой группа Михаила Ходорковского «Менатеп» получила под контроль нефтяную компанию «ЮКОС», на тот момент вторую в России по объёмам добычи нефти и первую по запасам. Так, сам Кагаловский позднее рассказывал, что лично ездил в США отговаривать участвовать в борьбе за акции «ЮКОСа» основателя калифорнийской компании Martin Oil Марвина Девиса, с которым вели переговоры владельцы российского Альфа-банка . Старший редактор журнала Forbes Пол Хлебников отмечал: «В начале ноября 1995 года „Менатеп“ прямо велел остальным потенциальным желающим от участия в торгах воздержаться. „Двух мнений быть не может“, — заявил прессе первый зампредседателя „Менатепа“ Константин Кагаловский, — „Юкос будет нашим“» .
13 ноября 1995 года Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом утвердил план приватизации ОАО «НК „ЮКОС“», согласно которому 45 % акций компании закреплялись в федеральной собственности на три года. Именно этот пакет и был выставлен на залоговый аукцион 8 декабря 1995 года. Победителем аукциона стало ЗАО «Лагуна», фактически представлявшее интересы банка «Менатеп», получившее 45 % нефтяной компании за $159 млн (стартовая цена составляла $150). При этом ранее в банке «Менатеп» правительство РФ разместило депозит в размере $120 млн. Позднее группа «Менатеп» через подконтрольное ЗАО «Монблан» приобрело на конкурсе 33,3 % акций «ЮКОСа» за $160,1 млн, что превысило стартовую цену на $100 тыс., с условием в течение трёх лет инвестировать в развитие компании $200 млн.
С июля 1996 года — первый заместитель председателя правления банка «Менатеп», начальник управления международных связей. С 1997 года по июнь 1998 года — член биржевого совета Московской фондовой биржи . 22 апреля 1998 года избран членом совета директоров банка «Менатеп». С июня 1998 по июнь 2002 года — член совета директоров НК «ЮКОС». С июня 1998 года — член совета директоров ЗАО « Роспром ». С 1999 по 2000 год — заместитель председателя правления управляющей компании ООО « ЮКОС-Москва ».
В 1999 году Кагаловский принял активное участие в борьбе бенефициаров НК ЮКОС против американского миллиардера Кеннета Дарта, имеющего репутацию корпоративного шантажиста и родоначальника современного гринмейла .
В 1999 году Кагаловский оказался замешан в громком деле об отмывании через американский банк Bank of New York (BoNY) денег из России. 19 августа американские издания New York Times и Newsweek заявили, со ссылкой на неназванные источники в ФБР , что русской мафией были отмыты $10 млрд через банк BoNY. Так как главой восточно-европейского отделения Bank of New York была Наталья Гурфинкель , жена Кагаловского, то и он сам стал героем статьи «Русская мафия взяла цель на Сити», опубликованной 22 августа в британском еженедельнике The Observer . В результате Гурфинкель сначала ушла в отпуск, а затем была освобождена от должности. Впрочем, никаких других последствий для супругов этот скандал не имел, отразившись лишь на их репутации. Впоследствии Гурфинкель обвинила руководство BoNY в незаконном увольнении и нанесении ущерба репутации. Рассмотрение её иска в суде закончилось заключением мирового соглашения , согласно которому Гурфинкель было выплачено несколько миллионов долларов.
В мае 2003 года возглавил фонд «Институт открытой экономики», учредителем которого была РОО « Открытая Россия ». Планировалось, что институт будет заниматься прикладными и теоретическими исследованиями российской экономики, поддерживать и распространять либеральные взгляды в сфере экономических и социальных отношений, содействовать повышению эффективности деятельности российского бизнеса и его интеграции в мировую экономику. В сентябре 2003 года был включён в федеральный список избирательного объединения « Яблоко » под № 11 в центральной части на выборах в Государственную Думу четвёртого созыва . Партия не преодолела пятипроцентного барьера.
Через две недели после ареста Ходорковского Кагаловский эмигрировал, поселившись в Лондоне , где жила после увольнения его супруга. В мае 2004 года он сумел собрать группу инвесторов, среди которых были, в частности, члены семьи Аль-Мактум (правящая династия Дубая ), готовых оплатить долги ЮКОСа в обмен на контрольный пакет компании. Российские власти не проявили интереса к этой инициативе.
В 2008 году Кагаловский совместно с бывшим российским медиа-магнатом Владимиром Гусинским учредили на Украине кабельный телеканал ТВі . В 2009 году между акционерами возник бизнес-конфликт, причиной которого была названа закупка телеканалом сериалов и фильмов компании Гусинского New Media Distribution Company по завышенной цене. В результате дополнительной эмиссии в сентябре 2009 года 99 % акций ТВi оказались в собственности компаний Aspida и Seragill, подконтрольных компании Кагаловского Beta Trust. Гусинский, недовольный действиями бизнес-партнёра, подал на него иск в арбитраж Нью-Йорка. который после двух лет разбирательства обязал Кагаловского выплатить Гусинскому около $36 млн.
В марте 2012 года в ответ на информацию агентства « Росбалт » о том, что место Гусинского в качестве совладельца канала занял Борис Березовский тогдашний генеральный директор ТВі Николай Княжицкий заявил, что реальным бенефициаром канала является Константин Кагаловский . В 2013 году новым бенефициаром компании «Медиа инфо», владеющей каналом ТВі, объявил себя предприниматель Александр Альтман. Сам Кагаловский назвал смену владельца канала рейдерским захватом, который якобы курировал замсекретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Владимир Сивкович , а осуществлял бывший гендиректор Николай Княжицкий .
Точный размер состояния Кагаловского неизвестен. По информации журнала Forbes в 2003 году Кагаловский продал принадлежавшие ему акции НК ЮКОС предположительно за $800 млн.