Алексей III Ангел
- 1 year ago
- 0
- 0
Улыбающийся ангел ( фр. L'Ange au Sourire ) — скульптура XIII века на фасаде Реймсского собора . Существенно пострадала во время Первой мировой войны , но именно благодаря этому превратилась в один из символов города Реймса .
Фасады Реймсского собора чрезвычайно богато украшены статуями: в общей сложности их насчитывается 2303 . Особое место среди них занимают ангелы, из которых наиболее известен так называемый «улыбающийся ангел». Он расположен в северном портале западного фасада и был создан, вероятно, между 1236 и 1245 годом .
Скульптурные изображения ангелов наделялись разным символическим значением. Наиболее распространённым был иконографический тип ангела-хранителя с распростёртыми крыльями. В XIII веке подобные ангелы помещались обычно на контрфорсах , что придавало храму вид крепости, охраняемой небесным воинством . Однако ангелам северного портала отведена, несомненно, иная роль: роль психагогов , проводников душ, явившихся препроводить в Царство Небесное обезглавленного мученика (святого Никасия или Дионисия ) . Что касается второго ангела, то на его месте, судя по сохранившимся и обнаруженным во время реставрации пометам, изначально предполагалась другая скульптура, ныне известная как ангел Благовещения ( фр. L'Ange de l'Annonciation ) . Ангел Благовещения явно симметричен улыбающемуся ангелу, и на его губах играет похожая улыбка. Вероятно, ещё в XIII веке эту скульптуру, ввиду её особой красоты и выразительности, перенесли в центральный портал, а на её место поместили другого ангела, выполненного в более архаичном стиле .
Улыбающийся ангел примечателен, в частности, тем, что это один из первых случаев изображения улыбки в скульптуре, после того как она, начиная с V века, исчезла из западного искусства . Вместе с тем, уникальным он не является, так как скульптуры улыбающихся ангелов есть и в других французских храмах XIII века . Поскольку точные даты их создания неизвестны, невозможно сказать, был ли реймсский ангел создан раньше или позже других подобных скульптур.
Хотя скульптуры Реймсского собора всегда вызывали интерес историков искусства, улыбающийся ангел не привлекал к себе особого внимания вплоть до Первой мировой войны . 19 сентября 1914 года в результате попадания немецкого снаряда загорелись деревянные леса, которыми был окружён фасад собора. В пожаре серьёзно пострадали скульптуры фасада; улыбающийся ангел, защищённый сводом портала, мог бы уцелеть, но на него свалилась балка и отбила ему голову. Упав с высоты, голова разлетелась на десятки фрагментов .
Варварское разрушение Реймсского собора, этого уникального памятника прошлого, повлекло за собой волну всеобщего негодования и множество возмущённых откликов в прессе. Реймсский фотограф Пьер Антони-Туре ( фр. Pierre Antony-Thouret ) сделал ряд снимков, запечатлевших собор и статуи в плачевном состоянии. В 1915 году он опубликовал памфлет с фотографиями улыбающегося ангела до и после пожара . Изуродованная голова реймсского ангела, красочно свидетельствующая о вандализме немцев, стала одним из наиболее ярких образов антинемецкой пропаганды, вызывавшим у современников сильный эмоциональный отклик . Именно в этот период статуя получила своё название — «улыбающийся ангел» ( фр. L'Ange au Sourire , дословно «ангел с улыбкой») — и стала символом вначале Реймсского собора, а потом и города в целом . В 1916 году реймсский ангел получил мировую известность благодаря выставке, посвящённой утраченному во время войны культурному наследию Франции. Выставка проходила в США, Канаде, Аргентине и Чили; на ней, в числе прочих экспонатов, был представлен слепок головы ангела .
Обломки головы ангела были собраны аббатом Жюлем Тино и помещены на хранение в подвалы примыкающего к Реймсскому собору дворца То . В марте 1915 года аббат Тино погиб на фронте, и, поскольку опись сохранившихся фрагментов проведена не была, голова ангела считалась утраченной. Однако в ноябре того же года её обнаружил архитектор . Вначале обезглавленную статую собирались поместить в музей, но затем было принято решение о реставрации, поскольку к этому времени реймсский ангел приобрёл чрезвычайно широкую известность . Тщательнейшее воссоздание головы ангела из обломков было осуществлено в 1926 году реймсским скульптором Реми Аво, под руководством возглавившего работы по восстановлению собора архитектора Анри Денё . Антони-Туре сделал новые фотографии ангела, вошедшие в его альбом «Reims au lendemain de la guerre» («Реймс после войны», 1927): успешно отреставрированный ангел символически представлял послевоенное возрождение Франции .
В 2010 году, впервые с 1914 года, была проведена полноценная реставрация северного портала собора. Реставрационные работы включали очистку статуй, в том числе улыбающегося ангела, от накопившихся загрязнений с помощью микроабразивов: этот метод был выбран как наиболее щадящий .
Приобретший большую популярность во время Первой мировой войны, образ улыбающегося ангела с тех пор не переставал использоваться в оформлении открыток, почтовых марок и разнообразной сувенирной продукции . Марки с его изображением выходили в 1930, 1956 и 2007 годах . Изображение улыбающегося ангела присутствует в оформлении линии шампанских вин «Sourire de Reims» («Реймсская улыбка»), выпускаемой винодельческим домом . Реймсский центр туризма также использует этот образ в своих публикациях и рекламных кампаниях .