Interested Article - Монстранция
- 2020-12-31
- 1
Монстра́нция , монстранц ( фр. monstrance , от лат. monstrare , итал. mostrare ) — показывать, демонстрировать) — в Католической церкви разновидность реликвария , предназначенного для адорации — внелитургического почитания Святых Даров , освящённых в ходе Евхаристии .
Также используется в англиканской и лютеранской церквях в качестве выносного (переносного) реликвария .
Происхождение и терминология
Наряду с термином «монстранция» употребляется термин остенсориум ( лат. ostensorium , от лат. ostendere — открывать, выставлять). Название «оstensorium», согласно тексту «Католической энциклопедии», означает «в соответствии с его этимологией, сосуд, предназначенный для удобной демонстрации какого-либо объекта благочестия. И название ostensorium, и родственное ему слово monstrance (monstrancia), первоначально применялись ко всем видам сосудов ювелирных или серебряных дел мастеров, в которых стекло или горный хрусталь использовались таким образом, чтобы можно было легко различить их содержимое». Позднейшее употребление «ограничивает оба термина сосудами, предназначенными для демонстрации Святого Причастия, и только в этом смысле мы ныне используем слово остенсориум» .
В отношении небольших сосудов и переносных жертвенников, предназначенных для приема Евхаристии, в Средневековье использовали название «мельхиседек» ( фр. melchisédechs , связанное с библейским описанием приношения Мелхиседека Аврааму .
На языке старых литургических руководств остенсориумы называли также табернаклями ( лат. tabernaculum — палатка , будка, шатёр), именно под таким названием подобные реликварии получили особое благословение в « Pontificale Romanum » . Используются и другие обозначения, из которых наиболее распространено кустодия ( лат. custodia — охрана, охранение) — ёмкость для святых мощей, в новейшее время чаще в виде нагрудной подвески. В Шотландии до Реформации остенсориум обычно называли «евхаристией», в Англии — «монстралом» ( англ. monstral ).
Происхождение монстранцев восходит к XIII веку, времени основания Праздника Тела и Крови Христовых — «Корпус Кристи» ( лат. Corpus Christi — Тело Христово) и связанных с праздником процессий со Святыми Дарами. Торжественное шествие учредил папа Иоанн XXII в 1318 году. Тридентский собор (1545—1563) подтвердил эту практику, рассматривая её как публичное исповедание веры в реальное присутствие Христа в Евхаристии. Использование монстранцев в соборах и шествиях достигло своего пика в XIV и XV веках, особенно во Фландрии и Германии .
Обрядность
Обряд адорации начинается с выставления гостии в монстранции на алтарь храма. Клирики и прихожане в это время преклоняют колени. Выставление сопровождается песнопениями, посвящёнными Евхаристии — чаще всего в начале адорации поётся , а в конце — Tantum ergo . После выставления Святых Даров присутствующие на богослужении молятся либо в безмолвии, либо произнося вслух определённые молитвы. Поклонение Святым Дарам завершается благословением, когда священник благословляет коленопреклонённых верующих. В знак почитания Святых Даров священник или диакон, переносящий монстранцию в ходе адорации, держит её не голыми руками, а через края наплечного плата ( гумерала ). После завершения обряда поклонения Святым Дарам гостия извлекается из монстранции и помещается в храмовую дарохранительницу .
Монстранцы в истории искусства
Одним из первых примеров использования специального сосуда, созданного для евхаристических процессий, является дар, завещанный архиепископом Робертом Кортни, умершим в 1324 году, соборной церкви в Реймсе . Вместе с другими драгоценными изделиями он завещал «золотой крест, украшенный драгоценными камнями и имеющий в центре кристалл, в который помещено Тело Христово, и его несут в процессии в праздник Святейшего Таинства» .
В Византии обычай вынесения реликвий во время богослужения известен с начала XIII века. Для этого делали специальные сосуды из горного хрусталя , добываемого в Египте. Их называли фатимидскими сосудами , по образцам тех, что изготавливали в Египте во время правления арабских халифов из рода Фатимидов (909—1171). Арабские мастера изготавливали сосуды из горного хрусталя, яшмы, оникса. Эти изделия привозили в Европу византийские торговцы. Их использовали в качестве реликвариев. Ранние реликварии такого рода хранятся в сокровищнице храма Св. Марка в Венеции .
В романскую, а затем в готическую эпоху монстранцы изготавливали из позолоченного серебра, сложной архитектонической формы, воспроизводящей в миниатюре готический собор. В центре помещается небольшой прозрачный цилиндр, в котором находилась гостия либо иные реликвии.
С XV века монстранцы стали делать в виде плоского прозрачного диска, окружённого золотыми лучами, символизирующими Божественный свет. Вся конструкция увенчана крестом. Один из самых знаменитых реликвариев такого рода, работы венского мастера 1698 года находится в Сокровищнице монастыря Лорета в Праге.
В XVI веке сложился обычай создания выносных реликвариев огромных размеров, высотой полтора или даже два метра. Конечно, было необходимо, чтобы в таких случаях капсула, в которой непосредственно находилось Святое Причастие, была съёмной, дабы её можно было использовать для благословения. Великолепный монстрац собора в Толедо высотой 2,5 м, изготовление которого длилось более ста лет, украшен 250 статуэтками из позолоченного серебра, одна из самых больших сделана из золота, доставленного в Испанию Х. Колумбом из Нового Света. Венчает дароносицу крест с бриллиантами Это произведение создано в XVI веке ювелиром Энрике де Арфе . На изготовление дароносицы пошло 18 кг золота и 183 кг серебра . В Толедо существует традиция торжественной процессии с этой монстранцией по улицам города на праздник Тела и Крови Христовых . Драгоценный предмет везут в этой процессии на специальной платформе .
«Ватиканский остенсориум» (Ostensorio Vaticana) представляет собой архитектонический реликварий — миниатюрную реплику монументального кивория над алтарём Собора Святого Петра . Последний раз его использовал Папа Бенедикт XVI .
Один из самых крупных архитектонических монстранцев из позолоченного серебра (его высота 1,12 м) хранится в Санкт-петербургском Эрмитаже. На высоком стояне с шестилопастным основанием помещена условная модель готического храма с аркбутанами и контрфорсами , декоративными элементами и шатровым навершием с крестом. Внутри стеклянного цилиндра помещена лунула для гостии, которую поддерживают фигурки двух коленопреклоненных ангелов. На основании награвированы изображения Св. Николая (епископа на троне?), Св. Иоанна (держащего бандероль с надписью: «S. Iohana») и Христа с орудиями Страстей. Монстранц создан в 1473—1474 годах в Ревеле (Таллине) для церкви Св. Николая. Надпись на нём гласит: «Ханс Риссенберг сделал этот монстранц с Божьей помощью, Амен… в году нашего Господа 1474». В 1525 году, после победы лютеранства, реликварий перестал быть священным сосудом и перешёл в собственность города, однако продолжал храниться в ризнице церкви. В 1711 году, после взятия Ревеля русскими войсками в ходе Северной войны , магистраты Ревеля в знак примирения преподнесли монстранц А. Д. Меншикову , который подарил его царю Петру I для будущей Кунсткамеры . Монстранц упоминается в документах собрания петербургской Кунсткамеры 1725 года, там, вероятно, находились и другие похожие реликварии .
-
Монстранц. 1698. Вена. Золото, бриллианты. Сокровищница монастыря Лорета в Праге, Чехия
-
Архитектонический монстранц. Ок. 1490 г. Германия. Сокровищница собора в Больцано, Южный Тироль
-
Монстранция (кустодия). XVI в. Сокровищница собора в Толедо
-
Mонстранц. XVIII в. Португалия. Национальный музей древнего искусства, Лиссабон
-
Архитектонический монстранц. 1506. Португалия. Национальный музей древнего искусства, Лиссабон
Примечания
- Catholic Encyclopedia (1913)/Ostensorium. — URL: от 24 июня 2021 на Wayback Machine
- Maurel А. Guide pratique de liturgie romaine. — Paris: J.-B. Pélagaud, 1864. — Р. 88
- Catholic Encyclopedia /Pontificale. — URL:
- Tixier F. L’Ostensoir, du xiiie siècle au concile de Trente: typologie, iconographie, emploi et symbolique, Textes, Histoire Et Monuments de l’Antiquité au Moyen Âge. 2009; see also: — URL: от 25 июня 2021 на Wayback Machine
- Handbuch d. … Kunst Alte. Schnütgen-Museum. Alte Kunst im Schnütgen-Muse
- . Дата обращения: 23 июня 2021. 27 июня 2021 года.
- Aganzo, Carlos. Toledo. Ciudades con encanto. Santillana Ediciones Generales, 2006. ISBN 84-03-59872-6
- Власов В. Г. Монстранц // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. V, 2006. — С. 619—622
- Неверов О. Я. Собрание редкостей петровской кунсткамеры // Пётр Великий — реформатор России: [Сборник статей]. — М., 2001. — С. 179—195. — URL: от 24 июня 2021 на Wayback Machine
- Государственный Эрмитаж. — URL: от 24 июня 2021 на Wayback Machine
См. также
Ссылки
- Дароносица // Католическая энциклопедия . Изд. францисканцев. Т. 1. М. ., 2002.
- // Catholic Encyclopedia
- John A. Hardon, S.J. (недоступная ссылка)
- 2020-12-31
- 1