Степанова, Ангелина Иосифовна
- 1 year ago
- 0
- 0
Гетто в Пого́сте-Загоро́дском (конец 1941 — 15 августа 1942 ) — еврейское гетто , место принудительного переселения евреев деревни Погост-Загородский ( Загородский сельский совет ) Пинского района Брестской области в процессе преследования и уничтожения евреев во время оккупации территории Белоруссии войсками нацистской Германии в период Второй мировой войны .
Перед войной большинство населения Погост-Загородского составляли евреи . Войска вермахта заняли деревню в июле 1941 года .
Эвакуироваться успело очень мало людей, потому что жителей Западной Белоруссии («западников») советские пограничники не пропускали .
В доме Дененберга, при советской власти приспособленном под школу, разместился полицейский участок. Начальником полиции поставили Шварца — обрусевшего немца из Пинска. Из местных жителей в полицаи записались Солоневич и двое его сыновей, братья Грушевские и другие. Старостой деревни был назначен Яков Самоховец, его заместителем — Сеня Вороновский. Сын старосты Леонид стал у немцев переводчиком в лагере в Ганцевичах (в 60 км от Погоста-Загородского) .
В конце 1941 года немцы, реализуя гитлеровскую программу уничтожения евреев , организовали в местечке гетто .
Из стенограммы франкфуртского процесса 1973 г.
:
«Главное управление СС. Бергаль Расп командиру СД в Пинске Раску и гебитскомиссару (лично)
|
Немецкая пропаганда вела непрерывную оголтелую антиеврейскую агитацию .
Полицаи и их родственники получили право безнаказанно забирать у евреев всё, что захочется. Евреи были обязаны выполнять любые назначенные принудительные работы. Их под страхом смерти заставили сдать драгоценности, зубные коронки из золота и зимнюю одежду .
Молодых девушек-евреек каждую ночь уводили в полицейский участок и насиловали .
Мойше Пастернака, который подрался с сыном полицейского Володей Солоневичем, публично выпороли розгами на площади, а остальных евреев обязали прийти и смотреть на экзекуцию .
Заболевшие тифом Пейсах Прошицкий (16 лет) и Мордехай Шифман (25 лет) по приказу немцев были сразу убиты .
Мужчин отправляли на принудительные работы (большей частью в Ганцевичи) с возраста 14 лет, кормили при этом один раз в сутки миской баланды и кусочком хлеба .
Немцы очень серьёзно относились к возможности еврейского сопротивления , и поэтому в первую очередь убивали в гетто или ещё до его создания евреев-мужчин в возрасте от 15 до 50 лет — несмотря на экономическую нецелесообразность, так как это были самые трудоспособные узники . Поэтому ещё до создания гетто, в сентябре (8 августа ) 1941 года, в Погост-Загородский приехали каратели и расстреляли на кладбище (в урочище Малая долина ) 130 (около 150 ) мужчин-евреев, в том числе главу еврейской общины, раввина и резника . Остальных мужчин возраста старше 14 лет — около 350 человек — вывезли в ганцевичский лагерь, где уже находились евреи из местечка Ленин .
Утром 15 августа 1942 года всех евреев вывели из гетто, отвели к синагоге и заперли там. Через несколько часов, после обеда, обречённых людей отвели к лесопилке и убили возле дороги. Многие евреи были только ранены, далеко были слышны крики и стоны умирающих людей. Во время этого массового убийства немцы и коллаборационисты уничтожили всех ещё остававшихся в живых евреев Погоста-Загородского .
На второй день после «акции» (таким эвфемизмом гитлеровцы называли организованные ими массовые убийства) по чьему-то доносу нацисты схватили ещё 27 евреев, прятавшихся в погребе — большей частью это были подростки и дети. Их расстреляли в огороде Мишеревича Николая .
1200 человек — почти всё еврейское население местечка — к середине августа 1942 года были убиты .
В августе 1942 года только три человека смогли спастись, выбравшись из-под тел убитых и скрывшись в лесу — 35-летняя Ривка Гольдман (Ёсилевская), четырёхлетнюю дочку которой убили прямо у неё на руках, Юдит Ципперштейн и Фейгель Луцкий. В 1960 году Ривка Гольдман в Израиле была свидетельницей на процессе Эйхмана .
20 евреев смогли сбежать из гетто и скрыться в лесу ещё до расстрела 15 августа 1942 года. Среди них была Енита Боброва с тремя детьми, — их и ещё четверых немцы смогли нашйти и убили. Оставшиеся в живых евреи из Погоста-Загородского и других полесских деревень стали объединяться, находить оружие, и к весне 1943 года организовали партизанский отряд имени Кагановича под командованием Давида Боброва (комиссар — Шалом Фельдман) .
В числе этих партизан были узники Погост-загородского гетто, спасшиеся впоследствии из ганцевичского лагеря, — трое братьев Южуков (Борух, Ицхак (Михаил) и Рувен), и двоюродные братья Ошер Гольдман и Зеев Сенедерук. Братья Ицхак и Рувен Южуки после войны написали и издали свои воспоминания под названием «Даровано выжить. Годы и судьбы» . Ицхак Южук написал и издал ещё одну книгу воспоминаний — «Урок памяти» .
Опубликованы неполные списки жертв геноцида евреев в Погосте-Загородском .
В 1990 году Ицхак Южук, бывший узник гетто, приехал в Погост-Загородский и восстановил места захоронений евреев — жертв Катастрофы . Затем он получил разрешение у местных властей и за свои деньги в 1996 году поставил памятник на месте расстрела евреев в лесу у деревни Борки, а в 1998 году на месте расстрела гетто поставил ещё один памятник, к которому перенёс всё, что осталось от старого еврейского кладбища .
В деревне Богдановка (12 км от Погоста-Загородского) 2 августа 1941 года немцы убили 6 евреев-мужчин, а остальных евреев переместили в гетто в Погост-Загородский. Много лет спустя местный житель, белорус Николай Ильючик, написал и издал книгу своих воспоминаний в виде документальной повести «У памяти в долгу», а в 2006 году на месте убийства евреев в Богдановке на свои деньги поставил памятник по собственному эскизу .