Бартон, Дэвид Нокс
- 1 year ago
- 0
- 0
Джеймс Бартон ( англ. James Barton ), имя при рождении Джеймс Эдвард Бартон ( англ. James Edward Barton ; 1 ноября 1890 — 19 февраля 1962 ) — американский актёр эстрады, театра, кино и телевидения, карьера которого охватила период 1900—1960-х годов.
С 1919 по 1957 год Бартон сыграл в 12 бродвейских постановках, добившись наибольшего признания в спектакле « » (1933—1941). Он также с успехом сыграл главные роли в бродвейских спектаклях « » (1946—1947) и « » (1951—1952).
С 1935 по 1961 год Бартон снялся в 17 фильмах, преимущественно вестернах и музыкальных комедиях, среди которых « Ковбой с холмов » (1941) « » (1948), « » (1949), « » (1950), « Шарф » (1951), « Жених возвращается » (1951), « » (1956), « » (1957) и « Неприкаянные » (1961).
Бартон также известен как один из первых белых танцоров джаза в США.
Джеймс Бартон родился 1 ноября 1890 года в , Нью-Джерси, в актёрской семье . Он дебютировал на сцене ещё в детстве, выступая вместе с отцом .
В 1898 году юный Джеймс начал играть в бродячих труппах и водевильных спектаклях . Он был одним из первых джазовых танцоров Америки . После многих лет гастролей и выступлений в провинции Бартон дождался своего часа, когда в 1919 году его взяли на Бродвей в ревю «Проходящее шоу 1919 года» .
На протяжении 1920—1930 годов Бартон постоянно играл на Бродвее в опереттах « » (1921) и « » (1922), в музыкальной комедии «Гостиница „Капля росы“»(1923), и в ревю «Проходящее шоу 1924 года» (1924), «Без обмана» (1926) и «Сладкий и низкий» (1930) . В этих шоу Бартон по большей части выступал как исполнитель комических песен и танцев, став известным благодаря своему пьяному номеру, который он продолжал периодически исполнять на протяжении всей своей карьеры .
Свою наиболее значимую роль на Бродвее Бартон сыграл в хитовой драме « » (1933), поставленной по роману Эрскина Колдуэлла 1932 года. Спектакль впервые вышел в 1933 году, и главную роль Джигера Лестера, обездоленного фермера, обременённого многочисленными семейными проблемами, играл . Однако уже в 1934 году Халл ушёл из спектакля, и роль перешла к Бартону, который со временем стал «самым признанным Джитером». Он играл эту роль с перерывами пять лет, появившись более чем в 2 тысячах из 3100 представлений «Табачной дороги» .
В 1943 году Бартон вернулся на Бродвей, сыграв главную роль в одной из неудавшихся попыток возродить умирающую форму музыкального ревю «Яркий огонь» (1943), однако спектакль закрылся после четырёх выступлений . В 1946 году Бартон получил небольшую роль в спектакле по пьесе Юджина О’Нила « » (1946—1947, 136 представлений). Однако вскоре после премьеры Бартона повысили до главной роли Бенджамина Хикмана (Хикки), которая, по оценкам критиков, стала самой лучшей драматической ролью актёра в его карьере .
В 1951 году после работы в Голливуде Бартон вернулся в Нью-Йорк, где на сцене добился очередного триумфа с мюзиклом « ( )» (1951—1952, 289 представлений). Бартон играл главную роль калифорнийского золотоискателя Бена Рамсона. Несмотря на широко восхваляемую музыку, некоторые критики посчитали, что литературная основа была слишком мрачной для музыкальной комедии, но все соглашались с тем, что Бартон был чудесен .
Пять лет спустя, ненадолго вернувшись в Нью-Йорк, Бартон сыграл на Бродвее главную роль в недолговечной комедии «Грех Пэта Малдуна» (1957) .
После дебюта в роли второго плана в немой криминальной мелодраме « » (1923) Бартон продолжил кинокарьеру только в 1929 году, сыграв вплоть до 1935 года в семи короткометражных музыкальных фильмах, которые не привлекли заметного внимания .
В середине 1930-х годов Бартон сыграл главные роли в комедиях « » (1935) и « » (1935), а также роли второго плана в комедиях « » (1936) с Робертом Каммингсом и « » (1936), однако ему так и не удалось подняться на звёздный уровень в кино . В 1941 году Бартон сыграл роль второго плана в вестерне с Джоном Уэйном « Ковбой с холмов » (1941), после чего в его кинокарьере наступил семилетний перерыв .
В 1948 году вышла мелодрама с элементами комедии по пьесе Уильяма Сарояна « » (1948), в которой главные роли сыграли Джеймс Кэгни и Уильям Бендикс . Действие фильма происходит в одном из салунов Сан-Франциско , и вращается вокруг личных историй его многочисленных посетителей, одним из которых является персонаж Бартона, пожилой мужчина, одетый как ковбой, который называет себя « Кит Карсон » . В том же году Бартон сыграл персонажа по имени «Дед» в вестерне « » (1948) со звёздным составом исполнителей, включавшем Грегори Пека , Энн Бакстер и Ричарда Уидмарка .
В начале 1950-х годов Бартон сыграл в музыкальных комедиях « » (1950) с Джун Хэвер , « » (1950) с Бетти Грейбл и « Жених возвращается » (1951) с Бингом Кросби и Джейн Уаймен . Он также сыграл важную роль владельца отдалённой фермы в аризонской пустыне, который укрывает сбежавшего заключённого ( Джон Айрленд ), в фильме нуар « Шарф » (1951), а также предстал в образе владельца пансиона и отца главной героини ( Митци Гейнор ), которая стремится стать певицей, в музыкальном вестерне « » (1951) .
После пятилетнего перерыва Бартон, вернулся в кино, сыграв роли второго плана в вестернах « » (1956) и « » (1957) с Фредом Макмюрреем ) . Его последней киноролью стал небольшой комический эпизод в вестерне по Артуру Миллеру « Неприкаянные » (1961) с участием Кларка Гейбла и Мерилин Монро .
В начале 1950-х годов, после перерыва в работе, вызванного болезнью, Бартон стал много работать на телевидении, появившись в нескольких эпизодах сериалов «Видеотеатр „Люкс“» (1952—1956), «Телевизионный театр „Крафт“» (1954—1957) и «Обнажённый город» (1959—1961), а также в отдельных эпизодах других шоу . Он также сыграл в гостевые роли в таких сериалах, как «Первая студия» (1956), «Отель дю Пари» (1959), «Стрелок» (1959), «Письмо к Лоретте» (1960), «Приключения в раю» (1961) и «Приграничный цирк»(1962) .
В начале карьеры Бартон сделал себе имя как актёр водевиля, эстрады и бурлеска, особенно, благодаря своим джазовым танцевальным номерам . На театральной сцене Бартон стал более всего известен в роли неразрывно связанного с землёй фермера Джитера Лестера в многолетней бродвейской постановке « » (1934—1941) .
В середине 1930-х годов Бартон сыграл главные роли в нескольких кинокомедиях, таких как « » (1935), однако попытка сделать из него звезду комедий для аудитории среднего возраста не имела успеха. В итоге в кино Бартон довольствовался главным образом ролями второго плана в музыкальных комедиях и вестернах . По мнению историка кино Хэла Эриксона, «самыми памятными киноработами Бартона стали персонаж, выдающий себя за Кита Карсона, в драме „ “ (1947) и беспокойный отец Джун Хэвер и Дебби Рейнольдс в музыкальной комедии „ “ (1950)» .
Джеймс Бартон был женат дважды. С 1912 по 1933 год он был женат на Оттили Реджине Клейнерт ( англ. Ottilie Regina Kleinert ), брак закончился разводом. С 1933 года и вплоть до своей смерти в 1962 году он был женат на танцовщице варьете Кэтрин М. Маллин ( англ. Kathryn M. Mullin ), которая работала на сцене под именем Кэтрин Пенман ( англ. Kathryn Penman ) .
Джеймс Бартон умер 19 февраля 1962 года в больнице «Нассау» в , Лонг-Айленд , Нью-Йорк , США , от сердечного приступа, ему был 71 год .
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1923 | ф | Почему женщины заново выходят замуж | Why Women Remarry | Дон Кромптон |
1929 | кор | Это случилось с ним | It Happened to Him | |
1929 | кор | После Себен | After Seben | |
1929 | кор | Друзья есть друзья | Pals Is Pals | |
1929 | кор | Лунный свет | Moonshine | |
1930 | кор | Неудачник | The Under Dog | неудачливый эстрадный актёр |
1934 | кор | Паразит | The Pest | Паразит |
1935 | ф | Капитан Ураган | Captain Hurricane | капитан Зенас Генри Брюстер |
1935 | ф | Его семейное дерево | His Family Tree | Патрик «Босун» Мёрфи |
1935 | ф | Хэллдорадо | Helldorado | полицейский на мотоцикле (в титрах не указан) |
1936 | ф | Девушка в укрытии | Hideaway Girl | полицейский на мотоцикле |
1936 | ф | Назад к природе | Back to Nature | полицейский на мотоцикле (в титрах не указан) |
1941 | ф | Ковбой с холмов | The Shepherd of the Hills | Старый Мэтт |
1948 | ф | Время твоей жизни | The Time of Your Life | Кит Карсон (ковбой, которого также зовут Мёрфи) |
1948 | ф | Желтое небо | Yellow Sky | дедушка |
1950 | ф | Дочь Рози О’Грэйди | The Daughter of Rosie O'Grady | Деннис О’Грэйди |
1950 | ф | Уобаш-авеню | Wabash Avenue | Харриган |
1951 | ф | Золотая девочка | Golden Girl | Джон Крэбтри |
1951 | ф | Жених возвращается | Here Comes the Groom | Уильям «Па» Джонс |
1951 | ф | Шарф | The Scarf | Эзра Томпсон |
— 1956 | с | Видеотеатр «Люкс» | Lux Video Theatre | разные роли (3 эпизода) |
1954 | с | Телевизионный театр «Форда» | The Ford Television Theatre | Старик Крэндалл (1 эпизод) |
1954 | с | Правосудие | Justice | (1 эпизод) |
1954 — 1957 | с | Телевизионный театр «Крафта» | Kraft Television Theatre | разные роли (6 эпизодов) |
1955 | с | Театр Джейн Уаймен | Jane Wyman Presents The Fireside Theatre | разные роли (2 эпизода) |
1956 | ф | Голые холмы | The Naked Hills | Джиммо МакКэнн |
1956 | с | Первая студия | Studio One | Джо Тинкер (1 эпизод) |
1956 | с | Час «Кайзер Алюминиум» | The Kaiser Aluminum Hour | шериф Адам Гриффит (1 эпизод) |
1957 | ф | Куантес | Quantez | министрель |
1958 | с | Театр 90 | Playhouse 90 | Кит Карсон (1 эпизод) |
1959 — 1961 | с | Обнажённый город | Naked City | разные роли (3 эпизода) |
1959 | с | Стрелок | The Rifleman | Мэтт «Поп» Симмонс (1 эпизод) |
1959 | с | Отель де Пари | Hotel de Paree | Калли Джексон (1 эпизод) |
1960 | с | Письмо к Лоретте | Letter to Loretta | Эрни Клевенгер (1 эпизод) |
1961 | ф | Неприкаянные | The Misfits | дедушка Флетчера |
1961 | с | Приключения в раю | Adventures in Paradise | Рокки (1 эпизод) |
1961 | с | Американцы | The Americans | Старый Гудвин (1 эпизод) |
1962 | с | Премьера «Алкоа» | Alcoa Premiere | Хоббс (1 эпизод) |
1962 | с | Приграничный цирк | Frontier Circus | Ангус Макдафф(1 эпизод) |