Interested Article - Тороп, Ян

Ян Теодор Тороп ( нидерл. Johannes Theodorus Toorop , 20 декабря 1858 , , Ява 3 марта 1928 , Гаага ) — крупнейший представитель символизма в нидерландской живописи.

Биография

Родился в 1858 году на Яве в индонезийско-нидерландской семье. С 1869 года семья жила в Нидерландах. Тороп учился в школе сначала в Лейдене , затем в Винтерсвейке , с 1875 года в Гааге , где он знакомится с представителями гаагской школы живописи , отличающейся реалистическим направлением. В течение двух лет Тороп учился в Высшей технической школе Делфта , и одновременно в Делфте брал уроки живописи у . Затем он два года посещал ( ) в Амстердаме , а с 1882 года учился в Академии изящных искусств в Брюсселе .

Канал в Ватерланде (1889), Художественный музей Индианаполиса , США

В Бельгии Тороп оставался до 1886 года, посетив Англию , где познакомился с Уистлером и изучал творчество прерафаэлитов , которое произвело на него глубокое впечатление. Он также впервые посетил Париж , в это время фактически главный мировой художественный центр. В Бельгии на Торопа большое влияние оказало творчество символиста Джеймса Энсора . 12 мая 1886 года Тороп женился на англичанке Энни Холл. В том же году они переехали в Англию , а в 1890 году — в Нидерланды ( ). В 1890 году родилась дочь Чарли , в будущем известнейшая художница.

В конце 1880-х годов Тороп писал картины в стиле пуантилизма и стал первым нидерландским художником, использовавшим эту технику. В Нидерландах он вступил в базирующуюся в Нордвейке художественную группу «Восьмидесятников» ( нидерл. de Tachtigers ). Постепенно, однако, он сместился к символизму . В 1892 году вступил в сообщество розенкрейцеров . В том же году в Гааге прошла его первая персональная выставка, на которой экспонировались лишь символистские произведения, главные персонажи которых, очевидно, были созданы под влиянием традиционного искусства театра Индонезии . В 1893 году он написал самое известное своё произведение в стиле символизма — «Три невесты».

Три невесты, Музей Крёллер-Мюллер , Оттерло

От символизма Тороп постепенно переходит к ар-нуво . В 1895 году выполнил свою первую гравюру на дереве, в дальнейшем графика и иллюстрации занимали существенное место в его творчестве. В 1898 году он уже являлся признанным во всём мире художником, его персональные выставки проходят в том числе в Мюнхене , Дрездене и Копенгагене , в 1900 году он выставляется в Вене на Сецессионе .

С 1899 по 1904 годы Тороп жил в Катвейке , затем, с 1904 года, в Амстердаме. Летом он на несколько месяцев выезжал в Домбург в провинции Зеландия . В 1905 году Тороп, бывший с детства протестантом, перешёл в католицизм , и большую часть времени после этого жил в Домбурге. Его творчество после 1905 года характерно тематикой религиозного символизма, а произведения выполнены в стиле, близком к пуантилизму . Последняя работа в пуантилистском стиле датируется 1907 годом. С 1908 года Тороп жил в Неймегене , с 1916 года до смерти — в Гааге . В 1916 году он начал работу над четырнадцатью станциями [ чем? ] процессии несения Креста для католической церкви святого Бернульфа в Остербеке , пригороде Неймегена. В 1917 году его частично парализовало, но он всё же закончил станции, которые были освящены в 1919 году. Последние годы Ян Тороп был прикован к инвалидному креслу. В 1923 году он выполнил эскиз двухцентовой почтовой марки. В последние годы он практически не писал маслом, создавая лишь графические произведения и акварели. Тороп умер 3 марта 1928 года в Гааге.

Автопортрет (1927), Городской музей , Амстердам

Во многих городах Нидерландов, в том числе в Гааге и Амстердаме , есть улицы Яна Торопа ( нидерл. Jan Tooropstraat ).

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. — 2009.
  3. Johannes Theodorus or Theodoor called Jan Toorop // (англ.) OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
  4. (англ.)
  5. (нидерл.)
  6. (нидерл.) — 1999.

Источники

Источник —

Same as Тороп, Ян