Interested Article - Бомарше, Пьер

Пьер-Огюсте́н Каро́н , с 1757 года именовавший себя Бомарше́ ( фр. Pierre-Augustin Caron de Beaumarchais ; 24 января 1732 , Париж 18 мая 1799 , там же) — французский драматург и публицист , известный в первую очередь комедийными пьесами « Севильский цирюльник » (1775) и « Женитьба Фигаро » (1784).

Биография

Происхождение и молодость

Родился 24 января 1732 года в городе Париже . Сын часовых дел мастера Андре-Шарля Карона (1698—1775) и некоей Мари-Луиз Пишон (ум. 1758), он сначала пошёл по стопам отца, но одновременно ревностно изучал музыку. Музыкальные таланты и ораторский дар открыли молодому Карону доступ в высшее общество , где он приобрёл большие связи, очень пригодившиеся ему впоследствии. Он даже ухитрился попасть ко двору Людовика XV , дочерей которого обучал игре на арфе. Благодаря двум выгодным бракам (оба раза он женился на богатых вдовах — Франкэ и Левёк — и оба раза скоро овдовел), а также сотрудничеству с банкиром он стал обладателем значительного состояния.

После первого брака в ноябре 1756 г. Карон принял более аристократически звучащую фамилию «де Бомарше», по названию поместья Bosc Marchais, унаследованного женой от первого мужа. Ранняя смерть первой супруги дала повод недоброжелателям обвинить его в убийстве. Эти слухи спустя много десятилетий отразились в пьесе Пушкина « Моцарт и Сальери » («правда ли, Сальери, // что Бомарше кого-то отравил?»), а в ответе Сальери на этот вопрос: «он слишком был смешон // для ремесла такого» — Пушкин цитирует подлинные слова Вольтера о Бомарше по этому поводу. В действительности такие обвинения крайне маловероятны, поскольку смерть супруги была очень невыгодна для будущего драматурга, который остался с огромным количеством невыплаченных долгов; вернуть их он смог лишь гораздо позже при помощи своего друга Дюверне.

1760—1780 годы

В 1764 году он отправился по семейным делам в Мадрид , чтобы защитить честь сестры, обманутой женихом — испанским писателем Хосе Клавихо-и-Фахардо . . В Испании Бомарше проявил поразительную энергию, ум и умение налаживать и использовать связи: один в чужой стране, он сумел проникнуть к министрам, а потом и ко двору, понравился королю и добился удаления своего противника от двора и лишения должности. Вернувшись в Париж, Бомарше дебютировал в 1767 году пьесой «Eugénie» («Эжени»), имевшей некоторый успех. В 1770 году он выпустил драму «Les deux amis» («Два друга»), которая успеха не имела. В этом же году умер его компаньон и покровитель Дюверне; его наследники не только отказались выплатить долг Бомарше, но обвинили последнего в обмане.

Бомарше начал тяжбу с наследником Дюверне, графом Блака, и тут-то ему представился случай выказать в полном блеске свою изумительную изворотливость, а также литературный и ораторский талант. В первой инстанции Бомарше выиграл дело, но во второй — проиграл. По обычаям того времени, он перед разбором своего дела посетил своих судей и поднес подарки жене докладчика по его делу, г-же Гезман. Когда дело было решено не в пользу Бомарше, г-жа Гезман вернула ему подарки, за исключением 15 луидоров. Бомарше воспользовался этим как поводом, чтобы возбудить дело против своих судей. Судья в свою очередь обвинил его в клевете. Тогда Бомарше выпустил свои «Mémoires» («Мемуары»), где беспощадно обличал судебные порядки тогдашней Франции. Написанные с большим мастерством (к слову, Вольтер был от них в восторге), «Мемуары» имели шумный успех и расположили в пользу Бомарше общественное мнение. 26 февраля 1774 года процесс окончился: судья Гезман лишился должности, а г-жа Гезман и Бомарше получили «большой выговор». Но в 1776 году Бомарше был восстановлен в правах, а в 1778 году выиграл (не без помощи «Suite de mémoires» — «Продолжения мемуаров») дело с наследниками Дюверне.

Во время войны за независимость американских колоний Бомарше, через специально для того созданную фирму «Родриго Горталес и Ко» снабжает оружием и боеприпасами американских повстанцев. На сентябрь 1777 года Бомарше осуществил поставки на 5 млн ливров, которые впоследствии так и не были возмещены американским правительством. Последнее не раз обсуждало проблему долга, и лишь к середине XIX века наследники Бомарше получили некую сумму, значительно меньшую причитающейся, даже без учета процентов.

«Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро» и «Тарар»

Популярность Бомарше выросла ещё больше после появления его комедий « Женитьба Фигаро » (1784) и « Севильский цирюльник » (1775), которые сделали его самым любимым писателем Франции того времени. В обеих пьесах Бомарше является провозвестником революции, и овации, которые устраивались ему после представлений, доказывали, что народ это очень хорошо сознавал. «Женитьба Фигаро» выдержала 100 представлений подряд, и недаром сам Наполеон отзывался о ней: « …Это уже была революция в действии » .

Почти одновременно с «Женитьбой Фигаро», в 1784 году, Бомарше написал оперное либретто под названием «Тарар», предназначенное первоначально для К. В. Глюка . Однако Глюк работать уже не мог, и Бомарше предложил либретто его последователю Антонио Сальери , чья опера « Данаиды » с большим успехом шла в Париже . Исключительный успех « Тарара » Сальери укрепил и славу драматурга .

1780—1799 годы

Когда началась война за независимость США , Бомарше занялся военными поставками Штатам, нажив на этом миллионы. В 1781 году некий банкир Корнманн затеял судебный процесс против собственной жены, обвиняя её в неверности (супружеская неверность в то время была уголовно наказуемым деянием). Бомарше представлял на процессе интересы мадам Корнманн и блестяще выиграл процесс, несмотря на то, что представлявший интересы мужа адвокат Николя Бергасс был очень сильным противником. Однако симпатии публики на этот раз оказались по преимуществу не на стороне Бомарше.

В 1785 г. Бомарше был ненадолго арестован (приказ короля Людовика был написан на семёрке пик), но вскоре выпущен на свободу .

Он снова выпустил «Мемуары», но уже без прежнего успеха, а комедия « La mère coupable » (1792), завершившая трилогию о Фигаро, встретила очень холодный приём.

Роскошное издание сочинений Вольтера , очень плохо исполненное, несмотря на потраченные на него громадные средства (Бомарше завёл для этого издания даже особую типографию в Келе ), принесло Бомарше почти около миллиона убытка. Значительные суммы он потерял также в 1792 году, взяв на себя так и не исполненное обязательство поставить 60 000 ружей французской армии. От наказания он избавился только благодаря бегству в Лондон, а затем — в Гамбург, откуда вернулся лишь в 1796 году. В связи с этим делом Бомарше пытался оправдаться в «Mes six époques», предсмертном сочинении, которое, однако, не вернуло ему симпатий публики. Умер он 18 мая 1799 года.

Библиография

Памятник в Париже (1897)

Собрания его сочинений изданы: Бокье, «Thêatre de В.», с примечаниями (Пар., 1872, 2 т.), Моланом (Пар., 1874), Фурнье («Oeuvres compl è tes», Пар., 1875). Мемуары его изданы С. Бёфом (Пар., 1858, 5 т.).

  • 1765—1775 — Le Sacristain , интерлюдия (предшественник «Севильского цирюльника»)
  • 1767 — «Евгения» ( Eugénie ), драма
  • 1767 — L’Essai sur le genre dramatique sérieux .
  • 1770 — «Два друга» ( Les Deux amis ou le Négociant de Lyon ), драма
  • 1773 — « Севильский цирюльник » ( Le Barbier de Séville ou la Précaution inutile ), комедия
  • 1773—1774 — Мемуары ( Mémoires contre Goezman )
  • 1775 — «Скромное письмо о провале и о критике „Севильского цирюльника“» ( La Lettre modérée sur la chute et la critique du «Barbier de Sérville» )
  • 1778 — « Безумный день, или Женитьба Фигаро » (La Folle journée ou Le Mariage de Figaro) , комедия
  • 1784 — Préface du mariage de Figaro
  • 1787 — «Тарар» ( Tarare ), драма, либретто к опере Антонио Сальери
  • 1792 — « Виновная мать, или Второй Тартюф » ( La Mère coupable ou L’Autre Tartuffe ), драма, третья часть трилогии о Фигаро
  • 1799 — Voltaire et Jésus-Christ .

Память

Именем Бомарше был назван один из бульваров в Париже.

Изображён на французской почтовой марке 1967 года.

Образ в кино

Образ в литературе

Бомарше — один из ключевых персонажей романа Лиона Фейхтвангера « Лисы в винограднике »

Примечания

  1. (исп.) — 1999.
  2. Эта история впоследствии послужила сюжетом трагедии Гёте «Клавиго», только реальный Клавиго, в отличие от героя Гёте, не был убит и благополучно дожил до старости
  3. Душенко К . Цитаты из всемирной литературы / Справочник. —
  4. Кириллина Л. В. // Музыкальная академия : журнал. — 2000. — № 3 . — С. 65 . 4 марта 2016 года.
  5. Обломиевский Д. Д. Бомарше // История всемирной литературы. — 1988. — Т. 5 . — С. 147—149 .
  6. Cynthia Cox. The Real Figaro: The Extraordinary Career of Caron de Beaumarchais. — Longmans, 1962. — С. 145.
  7. . KINOMANIA.RU. Дата обращения: 29 мая 2020. 18 ноября 2018 года.

Литература

Очерки жизни и творчества
  • Грандель Ф. Бомарше / Фредерик Грандель; пер. с фр. Л. Зониной, Л. Лунгиной ; [Вступ. ст. С. Козлова]. — 2-е изд. — М. : Книга, 1985. — 396, [2] с. — (Писатели о писателях).
  • Кастр Р. де. Бомарше / Рене де Кастр ; [пер. с фр. И.А. Сосфеновой]. — Москва : Молодая гвардия : Палимпсест, 2004. — 427, [1] с., [8] л. ил. — ( Жизнь замечательных людей ; вып. 1063 (863)). — 5000 экз. ISBN 5-235-02562-2 .
  • Мокульский С. С. Пьер Бомарше : [Жизнь и творчество] : (К 225-летию со дня рождения) / С. С. Мокульский; Всесоюз. о-во по распространению полит. и науч. знаний. — Москва : Знание, 1957. — 32 с.
  • Didier B. Beaumarchais ou La passion du drame : [ фр. ] / Béatrice Didier. — Paris : Presses Universitaires de France, 1994. — 243 p. — (Écrivains). — ISBN 2-1304-6220-0 . — OCLC .
  • Gaillard M. Beaumarchais : [ фр. ] / Muriel Gailliard. — Paris : Ellipses, 1999. — 127 p. — (Mentor). — ISBN 2-7298-6922-0 . — OCLC .
  • Piat J. Beaumarchais, un intermittent du spectacle : [ фр. ] / Jean Piat. — Paris : Plon, 2004. — 329 p. — ISBN 2-2592-0051-6 . — OCLC .
  • Lever M. Pierre-Augustin Caron de Beaumarchais : [ фр. ] : en 3 vol. / Maurice Lever. — Paris : Fayard, 2003–2005. — 587 + 515 + 481 p. — Cont.: T. 1 : L'irrésistible ascension (1732-1774) ( ISBN 2-213-59561-5 ); T. 2 : Le citoyen d'Amérique (1775-1784) ( ISBN 2-213-61388-5 ); T. 3 : Dans la tourmente (1785-1799) ( ISBN 2-213-62140-3 ).
  • Pomeau R. Beaumarchais : L'homme et l'œuvre : [ фр. ] / René Pomeau, prof. …. — Paris : Hatier-Boivin, 1956. — 208 p. — (Connaissance des lettres ; no. 47).
  • Robinson Ph. Beaumarchais : homme de lettres, homme de societe : [ фр. ] / Philip Robinson (ed.). — Oxford ; Bern : P. Lang, 2002. — 298 p. — (French studies of the eighteenth and nineteenth centuries ; vol. 8). — ISBN 3-9067-6890-2 . — OCLC .
  • Scherer J. La dramaturgie de Beaumarchais : [ фр. ] / Jacques Scherer; bibliogr. revue et augmentée par Colette Scherer. — 5e éd. — Paris : Nizet, 1999. — 280 p. — ISBN 2-7078-1247-1 . — OCLC .
Словари и энциклопедии
Справочные указатели
  • Лещинская Г. И. Пьер Огюстен Карон де Бомарше : библиографический указатель / [Сост. и авт. вступ. статьи Г. И. Лещинская]. — М. : Книга, 1980. — 168 с. — (Писатели зарубежных стран / Всесоюз. гос. б-ка иностр. лит.).

Ссылки

  • Бомарше // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2774 дня]) — статья из Литературной энциклопедии (1929—1939)
  • — статья из «История всемирной литературы» (1988)
  • Творчество Бомарше — из «История зарубежной литературы XVIII века»
  • — статья из энциклопедического справочника «Исторический лексикон. XVIII век» (1996)
  • Луков Вл. А. . Электронная энциклопедия «Французская литература от истоков до начала Новейшего периода» (2011). Дата обращения: 28 июня 2014. Архивировано из 29 апреля 2019 года.
Источник —

Same as Бомарше, Пьер