Документальная проза
- 1 year ago
- 0
- 0
« Лейтена́нтская про́за » — термин, введённый для описания произведений, созданных писателями советского периода, лично прошедшими Великую Отечественную войну в звании младших офицеров .
Традиции «лейтенантской прозы» — обращение авторов к собственному фронтовому опыту, интерес к личности, попавшей на войну, личностный конфликт, предельная правдивость, специфическая форма автобиографизма — главными героями «лейтенантской прозы» часто (хотя и не всегда) становились те же младшие офицеры . «Лейтенантская проза» входит в состав « военной прозы » .
К основным представителям «лейтенантской прозы» относят Виктора Некрасова , Григория Бакланова , Юрия Бондарева , Василя Быкова , Бориса Васильева , Константина Воробьёва , Вячеслава Кондратьева , Виктора Курочкина , Владимира Богомолова .
В 1940—1950-е годы в советской литературе сложилась традиция героизации Великой Отечественной войны . При этом места для показа трагических аспектов войны почти не оставалось.
В 1946 году в журнале « Знамя » была опубликована повесть писателя-фронтовика Виктора Некрасова « В окопах Сталинграда », которая рисовала войну совсем с другой стороны. Перед читателем предстают военные будни, быт простых солдат, их негромкий героизм, их суждения о войне, об отступлении и победе. Повествование ведётся от первого лица, это своего рода дневник участника войны. Повесть получила живой отклик читателей. После её прочтения Иосифом Сталиным Виктор Некрасов получил в 1947 году Сталинскую премию 2-й степени. Но вскоре из-за ужесточения государственной политики повесть была запрещена .
Начавшаяся « оттепель » дала возможность для публикации «окопной» правды. Тогда были напечатаны произведения писателей-фронтовиков: Юрия Бондарева : « Батальоны просят огня » (1957), «Последние залпы» (1959); Григория Бакланова «Южнее главного удара» (1957), «Пядь земли» (1959), «Мертвые сраму не имут» (1961), Василя Быкова : «Журавлиный крик» (1961), «Третья ракета» (1962), Константина Воробьёва : « Крик » (1962), « Убиты под Москвой » (1963), Виктора Курочкина : « На войне как на войне » (1965).
Это предопределило появление течения в русской литературе, названного «литературой лейтенантов» или «лейтенантской прозой» .
Авторы «лейтенантской прозы» чаще всего использовали жанр повести .
Форма произведений простая, строгая. Она, по выражению Василя Быкова, чуждалась «псевдоромантики, псевдолиризма, стилевых изысков, иллюстративности», требовала от писателя «максимального углубления в социальность, нелицеприятного реализма», была особенно чувствительной к фальши, требовала высокого литературного мастерства .
В «лейтенантской прозе» война показана с самого близкого расстояния. Огромную роль в повествовании играет описание подробностей и деталей .
Подвиг часто изображён «повседневнее, индивидуальнее, незаметнее, как бы „меньше“ и „тише“ своего эталонного образца». По мнению Игоря Дедкова ,
«именно через такой подвиг писатель показывает будничные героические усилия народа, глубочайшую нравственность его существования в трагических обстоятельствах конкретного времени и конкретного малого пространства. Его выстаивающую, побеждающую человечность» .
Снятие или снижение пафоса при изображении войны в «лейтенантской прозе» не приводит к снижению драматизма, который может усиливаться до трагедийной силы .
Линия конфликта смещена с линии фронта на линию столкновения и противостояния между своими .
«Лейтенантская проза» продолжила традицию изображения войны, заложенную прежде всего Л. Н. Толстым . Её эстетические и этические принципы оказали влияние на литературный процесс второй половины XX — начала XXI века. В частности, «лейтенантская проза» сформировала представление о том, что писатель не имеет морального права писать о войне, если он сам не воевал. Показателен конфликт вокруг романа о чеченской войне «Асан» (2008—2009) невоевавшего писателя Владимира Маканина . Роман подвергся критике писателей, прошедших войну в Чечне: Аркадия Бабченко , Александра Карасёва , Захара Прилепина .
Достоверность «лейтенантской прозы» толковалась в критике в том числе и негативно. Из-за предельной достоверности произведения писателей-фронтовиков часто зачисляли в разряд мемуарной литературы, называли «собственными фронтовыми биографиями авторов», утверждали, что кругозор авторов ограничен всего только «полем зрения отдельного солдата или офицера, прижатого к земле огнём вражеского пулемёта или выносящего с нейтральной полосы раненого товарища». В литературно-критическом обиходе получили хождение термины «окопная правда», «солдатская правда», «правда масштабная» и т. п. Авторы «лейтенантской прозы» критиковались за «дегероизацию подвига» .
Юрий Бондарев , реагируя на критические замечания, заявил, что ему «до сих пор непонятны снисходительно-барственные суждения некоторых критиков о „взгляде из солдатского окопа“, об узости и ограниченности кругозора насмерть сражающихся на каком-нибудь плацдарме, как будто наши солдаты и офицеры не концентрировали в себе политическую и нравственную силу народа, как будто мужественные и лаконичные „ Севастопольские рассказы “ Льва Толстого не вобрали в себя всю суровую сущность Крымской войны, бесподобного подвига и не проложили путь к непревзойденному мировому шедевру „ Война и мир “».