Interested Article - Ермолин, Евгений Анатольевич
- 2020-09-29
- 1
Евгений Анатольевич Ермолин (род. 1959) — литературный критик , журналист , редактор , историк культуры , эссеист, блогер, краевед. В 2001-2022 гг. - заведующий кафедрами культурологии, затем журналистики и медиакоммуникаций Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского .
Биография
Родился 11 апреля 1959 года в деревне Хачела Онежского района Архангельской области . Отец — моряк, поморский поэт Анатолий Навагин. Мать, Нина Ермолина, — фельдшер. Предки — поморы, правобережные казаки, казанские татары или евреи. В детстве жил в деревне.
Окончил школу в Архангельске и факультет журналистики МГУ (1981). Занимался на кафедре критики и публицистики в мастерской Игоря Виноградова . Учился у Анатолия Бочарова , Галины Белой , Лилии Вильчек , Анри Вартанова .
С 1981 года жил в Ярославле , в 1981—1989 годах работал в местной газете « ». В 1987 году защитил кандидатскую диссертацию ( кандидат искусствоведения ) во ВНИИ искусствознания (о мелодраме как матрице искусства и культуры в XX веке; научный руководитель — Нея Зоркая ). В1989—2023 годах работал в Ярославском государственном педагогическом университете , на факультете филологии и культуры. В 1990—1993 годах заместитель главного редактора ярославской газеты « ». В 1999 году защитил докторскую диссертацию (теоретические основы изучения истории русской культуры — персоналистский подход; доктор педагогических наук ). Главный редактор редакции культуры частично опубликованного энциклопедического словаря «Ярославский край». В 2004—2008 годах был ректором в Москве. В 2015—2022 годах председатель совета Русского Свободного университета (Нью-Йорк).
Председатель Ярославского регионального отделения Союза российских писателей в 1998—2001 годах, с 2013 года — председатель Ярославского регионального представительства названного союза (после раскола ЯРО СРП). С 2005 года заместитель главного редактора журнала « Континент », с 2007 года главный редактор его сетевой версии (впоследствии независимый сетевой ресурс Электронный журнал Континент — e-continent: e-continent.de). Среди его учеников — писатели Елена Георгиевская , Наталья Ключарёва , Марина Кошкина , , , Тимур Бикбулатов, Александр Антонов, Снежана Каримова и др. Руководил мастер-классом критики и прозы на форумах молодых писателей в Липках, совещаниях молодых писателей Северного Кавказа. Входит в Литературную академию национальной премии «Большая книга». Премии « Антибукер (Луч света) » (2000), журналов «Дружба народов» (2001), «Октябрь» (2005). Звание «Станционного смотрителя» (2010).
Член Союза журналистов СССР и РФ (1983—2005), Союза театральных деятелей РФ (с 1992), Союза российских писателей (с 1996), (1997—2005), Русского ПЕН-центра (2014—2018), ПЭН-Москва (с 2018).
Основные направления творческой и научной деятельности
Современная словесность
Первая литературно-критическая публикация — в журнале « Литературное обозрение » в 1980 году. В советские годы публиковался в « Севере », « Детской литературе ». С 1988 года публиковался в « Неве », « Континенте », « Новом мире », « Дружбе народов », « Знамени », « Октябре » и др. периодических изданиях. Автор нескольких книг и большого числа статей, посвящённых тенденциям литературного и культурного процесса, многим ведущим современным российским и некоторым зарубежным (Уэльбек, Мураками, Фаулз и др.) писателям. В критике и литературной деятельности христианский персоналист, мистический анархист. Создал авторскую концепцию развития литературы в эпоху Постмодерна, в ситуации культурного и художественного плюрализма. В литературных полемиках акцентировал гносеологическое значение искусства как средства познания и выражения истины о мире и человеке. С этой точки зрения критиковал постмодернизм как идеологическое вырождение постмодерна, отвергая его претензии на монополизм и апологию в нём релятивизма, но не игнорируя постмодернизм как метод. Обосновал трансфер из европейского художественного контекста в российскую среду концепции трансавангарда как способа концептуализации современного художественного (и в частности литературного) процесса. В последнее время развивает мысль о трансфере словесности в пространство социальных сетей, блогосферу и в живую коммуникацию, превращении её в среду интерактивного взаимодействия.
История русской культуры
Изучал мифосферу, символосферу и антропосферу русской культуры, историю русской памяти. Исходит из представления о том, что базисное содержание русской истории и культуры составляют личный опыт и художественная практика.
Исследовал массовые акции советской эпохи (демонстрации, чистке) как жизнестроительный артефакт в контексте идеологии; символическое пространство русской культуры; места русской памяти.
Историк-регионалист. Автор концепций Ярославского регионального ренессанса XVII века, Ярославского барокко, Ярославского масонского просвещения XVIII века, региональной культуры в контексте Постмодерна. В книге «Рыбинск. Портрет города в 11 ракурсах» предложил авторский подход к градоведению: попытку увидеть город целостно, как уникальное место на мировой карте — и в вечности, в большой исторической ретроспективе, оценить Рыбинск как икону Христа и как главный внутренний торговый порт России, как один из самых незаземленных городов страны, ориентированный сначала на водные контакты, а потом в сильной мере — на воздушную сферу, город с его историческими триумфами и провалами, с уникальной человеческой генерацией. Изучал историю Ярославского антикоммунистического восстания.
Педагогика
Предложил концепцию персоналистского изучения истории русской культуры в образовательном процессе. Изучал педагогическое наследие К.Д. Ушинского. Эксперт в сфере образовательной поддержки литературного творчества молодых писателей.
Политические взгляды
Христианский демократ, в культурной сфере либерал, в социальной сфере анархист-синдикалист (солидарист), федералист.
Историк «культуры» Евгений Ермолин увидел параллель между письмом запорожцев турецкому султану и мемом Русский корабль, иди нахуй ».
Библиография
- Воспламененные к Отечеству любовью: Ярославль 200 лет назад: культура и люди. — Ярославль: Верхне-Волжское издательство, 1990. — 190 с. (в соавторстве с А. А. Севастьяновой).
- Материализация призрака. Тоталитарный театр советских массовых акций 1920—1930 гг. — Изд-во Ярославского пед. ун-та, 1996.
- Символы русской культуры X—XVIII вв. — Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 1998. — 116 с.
- . Ист. очерк. — Ярославль, 1998.
- Святой великий князь Федор Ростиславич Чёрный, ярославский и смоленский. Взгляд с порога III тысячелетия. — Ярославль: Александр Рутман, 1999.
- Миф и культура: Учебно-методическое пособие. — Ярославль: Александр Рутман, 2002. — 122 с.
- 61 неделя над уровнем эфира: избранные материалы рубрики «Переключаем каналы» из ежедневной газеты «Северный край» / авт. Е. А. Ермолин, В. И. Жельвис, Т. С. Злотникова; под. общ. ред. Е. А. Ермолина; предисл. А. Григорьева. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2005. — 173 с.
- Ярославский стиль. Монография. — Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2007. — 182 с.
- Ярославское восстание . 1918 / Сост. Е. А. Ермолин, В. Н. Козляков. М.: Материк, 2007. (Россия. XX век. Документы)
- Журналист: профессия и миссия. — Ярославль, 2012.
- Рыбинск. Портрет города в 11 ракурсах. Рыбинск: Медиамост, 2013.
- Константин Дмитриевич Ушинский. Ярославль: Ярослав Мудрый, 2014.
- Медиумы безвременья. Литература в эпоху постмодерна, или трансавангард. Москва: Время, 2015.
- Последние классики. Русская проза последней трети XX века: вершины, главные тексты и ландшафт. Москва: Совпадение, 2016.
- История ярославской журналистики. Ч.1. 18-19 вв. Ярославль: ЯГПУ, 2016 (соавторы - Т.В. Юрьева, А.А. Маслова)
- Мультимедийная журналистика. Ярославль: ЯГПУ, 2017. (соавтор - И.В. Третьякова)
- Мультиверс. Литературный дневник. Опыты и пробы актуальной словесности. Москва: Совпадение, 2017. - ISBN 978-5-9909157-0-1
- Экзистанс и мультиавторство. Происхождение и сущность литературного блогинга. - Б.м.: Издательские решения, 2018.
- Les sites de la memoire russe. Tome 2. Histoire et mythes de la mémoire russe. Sous la direction de Georges Nivat. [Paris], Fayard, 2019. - 880 р. (коллективная монография)
- Ярославский характер. 2-е издание, испр. и доп. Рыбинск: Медиарост, 2018. - 108 с. (соавтор - Я.Е. Смирнов)
- История ярославской журналистики. Ч.2. Начало ХХ в., вып 1. Ярославль: ЯГПУ, 2018; вып.2. Ярославль: ЯГПУ, 2021.
- Обнуление очевидностей. Кризис надежных истин в литературе и публицистике XX века. - Ярославль: Факел, 2019. - 244 с.
- По Угличу. Интерактивный путеводитель. Рыбинск, 2019. 77 с.
- Федор Григорьевич Волков. Ярославль: Ярослав Мудрый, 2021. 84 с.
- Гражданская журналистика. Ярославль: ЯГПУ, 2021.
Примечания
- Ульянов А. И., Пеннер Я. К. Литературное творчество онежан. - Онега: [б. и.], 2012.
- . Zeitung Aussiedlerbote (28 февраля 2022). Дата обращения: 7 марта 2022. 7 марта 2022 года.
Ссылки
- Чупринин С. И. // Русская литература сегодня: путеводитель. — М.: Олма-Пресс, 2003. — С. 143—145.
- от 9 июля 2021 на Wayback Machine
- . biografija.ru
- на сайте « Новая карта русской литературы »
- 2020-09-29
- 1