Interested Article - Мюнхенская резиденция

Мюнхенская резиденция ( нем. Münchner Residenz ) — комплекс сооружений с внутренними дворами в центре Мюнхена , историческая резиденция герцогов, курфюрстов и королей Баварии из династии Виттельсбахов . Пространный дворец считается самым крупным из внутригородских дворцов в Германии и на сегодняшний день — одним из самых значительных музеев искусства Европы. Комплекс включает в себя здания от Средневековья до XIX века. В них нашли отражение все художественные стили и пристрастия этих лет — ренессанс , барокко , рококо , классицизм . На протяжении веков Резиденция постоянно перестраивалась и расширялась. Нет ни одного столетия, в котором в Резиденции не проводилось бы каких-либо строительных работ

Комплекс зданий охватывает десять внутренних дворов и подразделяется на три основных комплекса: королевские покои (Königsbau), Старая резиденция (Maximilianische Residenz, Alte Residenz) и праздничный зал (Festsaalbau). Резидентский музей (Residenzmuseum) состоит из 130 залов

Перед входом во Двор императора (Kaiserhof) и в проходе к Фонтанному двору (Brunnenhof) стоят по две бронзовых фигуры львов со щитами, прикасание к маленьким головам львов на щитах по прeданию приносит счастье .

История возникновения

История Мюнхенской резиденции начинается с готического замка Нойвесте ( нем. Neuveste ), первые сведения о котором восходят к 1385 году . Изначально замок Нойвесте использовался как убежище для правящих герцогов: Иоганна II , Стефана III и Фридриха , чья резиденция тогда находилась в Старом дворе. Герцоги вынуждены были искать укрытие от гражданских бунтов; к тому времени Старый Двор перестал быть надёжным убежищем. Замок Нойвесте представлял собой крепость, окружённую водой, доступ к которой был возможен только по укреплённым мостам. Однако окончательно резиденцией герцогов замок стал лишь при Вильгельме IV . В дальнейшем, находившийся в северо-восточной части города, замок расширялся и перестраивался владеющими им князьями, превращаясь в роскошную резиденцию правителей и теряя свой фортификационный характер. Под аптечным двором Мюнхенской резиденции сохранились фундаменты стен и остатки подвала замка Нойвест — они видны посетителям по красным кирпичам в покрытии Двора. Расширяясь в направлении города, к замку пристраивались внутренние дворы и сады

По приказу герцога Вильгельма IV замок Нойвесте был расширен, также был построен первый дворцовый сад. При Альбрехте V были возведены Праздничный зал и Кунсткамера ( нем. Kunstkammer ), положившая начало многим известным мюнхенским коллекциям. Так как в Кунсткамере не хватало места для многочисленных скульптур, было запланировано строительство Антиквариума ( нем. Antiquarium ). Новое здание для него было выведено за пределы строений замка, так как в Нойвесте уже не было места. С этого момента дворец принял новое направление своего развития. В этом новом построении Антиквариум занял весь первый этаж, в верхнем этаже здания была помещена дворцовая библиотека, положившая основу Баварской государственной библиотеке . Строительство Антиквариума закончилось в 1571, это был первый музей в Европе с северной стороны Альп . Некоторое время спустя были возведены Вдовий этаж и Чёрный зал.

При герцоге Максимилиане I , позже ставшем курфюрстом , была возведена западная сторона резиденции, позже названная его именем . Комплексом строений был закрыт Фонтанный двор, до этого бывший в свободном доступе и использовавшийся для турниров. В середине двора в 1610 году был выстроен Виттельсбахский фонтан с фигурами (аллегории на четыре баварские реки: Дунай , Лех , Инн и Изар , стоящие вокруг скульптуры Оттона I ). По приказу Максимилиана I была выстроена Дворцовая капелла ( нем. Hofkapelle ) для герцога и герцогини и «Роскошная Капелла». Между 1611 и 1619 годами в северной части был выстроен Двор императора с Триерскими и Каменными комнатами ( нем. Trier- und Steinzimmern ), Императорским залом ( нем. Kaisersaal ) и Императорской лестницей ( нем. Kaisertreppe )

Во времена барокко по указанию курфюрстины Генриетты Аделаиды Савойской, с 1650 года супруги курфюрста Фердинанда Мария , до этого небольшие апартаменты её свекрови были расширены и превращены в роскошный ряд комнат. К ним относились Стрелковый зал, две прихожие, Золотой зал для аудиенций ( нем. Goldener Saal ), Большой кабинет ( нем. Grottenzimmer ), Спальная комната, Маленькая Капелла и Сердечный кабинет ( нем. Herzkabinett ). Дополнением к этому ряду были галерея, южный сад и библиотека. Генриетта Аделаида в своём строительном проекте ориентировалась на образцы её родины Турина и новейшую парижскую моду. В 1674 году пожар разрушил несколько комнат. В 1782 году после посещения дворца Папой Пием VI оставшиеся апартаменты стали называться Папскими комнатами. В 1944 году были разрушены почти все комнаты, сегодня только Сердечный кабинет позволяет оценить размах запросов и культурный уровень Генриетты Аделаиды.

Расширения Максимилиана II (репрезентативные Александровская и Летняя комната) были проведены уже в конце его жизни. Эти постройки были разрушены при пожаре 1729 года

Его наследник, курфюрст и позже император Карл VII Альбрехт распорядился отстроить на этом месте Роскошную комнату с Зелёной галереей, Зеркальный кабинет и Парадную спальню. Направление помещений было сделано в зеркальном отражении Папских комнат. На первом этаже была размещена Галерея предков, содержащая на сегодняшний день больше ста портретов членов семьи Виттельсбахов до последнего короля Баварии Людвига III . Эта комната по замыслу должна была укрепить претензии Карла Альбрехта на королевскую корону, указывая на его происхождение от Карла Великого , императора Людовика IV Баварского и легендарного Агилольфинга Теодо, чей портрет находился на центральном месте. В дальнейшем по указанию Карла Альбрехта рядом с Галереей предков был заложен роскошный кабинет для хранения драгоценностей дворца, для которых до сего времени не было отдельного помещения. С момента строительства Старой сокровищницы в 1897 в этом кабинете размещается Кабинет фарфора .

Сын Карла Альбрехта курфюрст Максимилиан III Иосиф отказался от каких-либо претензий на императорскую корону, что отразилось в отстроенных по его распоряжению курфюрстских комнатах. Они расположились над Антиквариумом, до последнего момента там была размещена Библиотека дворца. Одной из значительных в истории Резиденции явилась постройка (англ.) в стиле рококо в 1753 году , также называемого театром Кювилье ( нем. Cuvilliés-Theater ) и предназначавшемся исключительно для дворца. В строительстве были использованы более 1000 деревьев, привезенных с земель Штаффельского озера .

Однако, дальнейшие планы Максимилиана III Иосифа по расширению дворца не были осуществлены из-за пустой казны.

Также и король Максимилиан I был вынужден удовлетвориться постройкой дворцовых Палат вместо задуманного Императорского зала и модернизацией Геркулесового зала, кроме того, при нём были отстроены комнаты Государственного совета . В последующем, между 1811 и 1818 по его указанию на месте обрушенного монастыря Францисканеров были возведены Королевский дворцовый и Национальный театр , а также площадь Макса Иосифа .

При Людвиге I Резиденция получила ныне существующий внешний вид. Южный фасад резиденции, выходящий на Макс-Йозеф-Плац, был оформлен в стиле неоренессанс с характерными арочными окнами и рустовкой по совместному проекту баварских архитекторов Фридриха фон Гертнера и Лео фон Кленце . Его композиция воспроизводит основные черты Палаццо Питти во Флоренции .

До 1842 года были воздвигнуты величественные Королевские покои ( нем. Königsbau ) с зимним садом размером 17х17 метров, с экзотическими птицами и растениями; педантичный Праздничный зал ( нем. Festsaal ) в Дворцовом саду, а также Национальный театр и Церковь Всех Святых. На крыше Праздничного зала из железа и стекла был выстроено искусственное озеро глубиной в девять метров. Тут, возвышаясь над крышами городских строений плавал в лодке в форме лебедя Людовик II. Позже Зимний сад и озеро были снесены по распоряжению принц-регента Луитпольда , так как озеро было слишком тяжело для здания

При короле Людвиге III была произведена техническая модернизация дворца: электрическое освещение, центральное отопление, водопровод, лифты.

После Ноябрьской революции король Людвиг III 7 ноября 1918 покинул Резиденцию. 8 ноября 1918 года в Баварии была провозглашено Свободное государство . 13 ноября 1918 король Людвиг III отрекся от престола.

В 1920 году был открыт музей Резиденции.

Во время Второй мировой войны дворец значительно пострадал. Первая разрушительная бомбардировка Резиденции произошла 18 марта 1944 года , при воздушном налете ночью с 24 на 25 апреля 1944 года Резиденция была практически полностью разрушена. От около 23 000 м². общей площади сохранилось около 50 м²., верхние этажи сгорели, в нижних фугасные бомбы и воздушные мины обрушили своды . В послевоенные годы восстановить дворец удалось в значительной мере благодаря тому, что большая часть внутреннего убранства дворца была эвакуирована после первых бомбардировок. Некоторые ценности, к примеру бронзовые львы, встречающие сейчас посетителей со стороны Резиденцштрассе, для защиты от бомбардировок были закопаны в Фонтанном дворе . Самые значительные культурные потери Резиденции — это фрески Церкви Всех Святых, роскошная обстановка Папских комнат, личные покои короля Людовика II, некоторые классические залы в Праздничном зале, Большой Тронный Зал . Дворец был реконструирован в первые десятилетия после окончания войны. На месте Тронного Зала в 1953 году был открыт Геркулесовый зал. В 1958 снова открываются театр Кювилье в Фонтанном дворе, несколько комнат музея Резиденции и Сокровищница. Реконструкция дворца проводилась до 2003 года , когда были открыты Церковь Всех Святых и заново переоборудован Кабинетный Сад .

Сегодня помещения дворца используются для приёмов, концертов, в них расположены несколько музеев, Баварская академия наук .

Музей Резиденции

Антикварий XVI века называют первым музеем к северу от Альп

Уже во времена Людовика I интересующиеся граждане могли по предварительному согласованию (при условии отсутствия королевской четы в Резиденции) осмотреть помещения Королевских покоев. Таким образом, король хотел дать его подданным представление о королевской жизни. При принц-регенте Луитпольде было возможно уже посетить неиспользуемые площади Резиденции и Старую Сокровищницу, с 1897 проводятся первые экскурсии по Мюнхенской Резиденции.

После революции 1918 года Резиденция окончательно становится музеем. Тогда можно было посетить все 157 комнат — нелегкая задача для посетителей. Современный Музей Резиденции представляет собой более чем 130 комнат, которые можно обойти с дополуденной и послеполуденной экскурсией. Электронный аудиоэкскурсовод представлен пятью языками. Особой популярностью пользуются Антиквариум, Старая Дворцовая Капелла, Императорские комнаты, Роскошная часовня и репрезентативные жилые комнаты Людовика I. Фарфоровая камера (Porzellankammer) содержит не только экспонаты со всей Европы, но и значимую коллекцию Восточной Азии; Миниатюрный кабинет (Miniaturenkabinett) знаменит его 129 миниатюрными картинами. Кроме того, имеется ещё Реликтовая (Reliquienkammer) и Серебряная (Silberkammer) камеры

Сокровищница

Собрание ювелирных произведений из золота, драгоценных камней, эмали, кристаллов и слоновой кости — это результат вековой страсти баварских правителей к коллекционированию. Ещё герцог Альбрехт V в его завещании в 1565 году распорядился особо ценные ювелирные произведения объединять в закрытом для общественности фонде. Его дети и внуки следовали этому завещанию, расширяя коллекцию. Значительное пополнение сокровищницы произошло благодаря курфюрсту Карлу Теодору во второй половине 18 столетия, который объединил с ней «Пфальцское сокровище».

Помимо ювелирных изделий, с XVII века в Резиденции собирались литургические предметы и реликвии. Эти сакральные предметы искусства считались сокровищами. Отдельные из них были переведены в 1958 году в сокровищницу.

В 1731 году сокровища были выставлены в специально для этого оборудованном кабинете (современный «Фарфоровый кабинет»), присоединяющемся к Галерее Предков. В 1897 году коллекция была перенесена в отстроенную «Старую сокровищницу» (используемую сейчас как касса музея), помещение было открыто для публики. После реставрации зданий сокровищница в современном виде была открыта 21 июня 1958 года в десяти комнатах первого этажа Королевских покоев

Коллекция драгоценностей Сокровищницы Мюнхенской резиденции считается одним из ценнейших в мире. Мировую известность имеют Молитвенная книга Императора Карла (ок. 860), Киворий Императора Арнульфа (конец 9 века), Животворящий крест Генриха II Святого , корона императрицы Кунигунды , крест венгерской королевы Гизелы Баварской (около 1000), корона Генриха II (ок. 1270), готическая корона одной из английских королев (ок. 1370). Особой популярностью у посетителей пользуются путевой сервиз Императрицы Марии-Луизы Австрийской , рубиновое украшение королевы Терезы .

В Резиденции кроме всего прочего располагается Государственная коллекция монет Мюнхена — нумизматическая коллекция Баварии из более чем 300 000 экземпляров: монет, бумажных денег, денежных знаков и медалей, с античности до современности.

См. также

Примечания

  1. Дата обращения: 26 марта 2015. 9 апреля 2015 года.
  2. . Дата обращения: 26 марта 2015. 27 марта 2015 года.
  3. . Дата обращения: 26 марта 2015. 15 апреля 2015 года.
  4. Kurt Faltlhauser. Die Münchner Residenz. Geschichte, Zerstörung, Wiederaufbau.. — стр. 17-29: Thorbecke, 2006. — стр. 8 с. — ISBN 9783799501743 .
  5. Дата обращения: 26 марта 2015. 9 апреля 2015 года.
  6. Brigitte Knüttel. Zur Geschichte der Münchner Residenz 1600-1616 (I). — 1967. — С. 187–210.
  7. Kurt Faltlhauser. Die Münchner Residenz. Geschichte, Zerstörung, Wiederaufbau.. — Thorbecke, Ostfildern, 2006. — С. 32—57. — ISBN ISBN 978-3-7995-0174-3 .
  8. Prinz Adalbert von Bayern. Als die Residenz noch Residenz war.. — Prestel Verlag, 1967. — ISBN 3-7913-0225-6 .
  9. . Дата обращения: 26 марта 2015. 26 марта 2015 года.
  10. (нем.) . Официальный сайт Мюнхена. Дата обращения: 26 марта 2015. 9 апреля 2015 года.
  11. Thomas Langenholt. Das Wittelsbacher Album.. — Norderstedt: Books on Demand GmbH, 2001. — ISBN ISBN 3-8311-2818-9 .
  12. Kurt Faltlhauser. Die Münchner Residenz. Geschichte, Zerstörung, Wiederaufbau.. — Thorbecke, 2006. — С. 110—111. — ISBN ISBN 978-3-7995-0174-3 .
  13. Pevsner N., Honour H., Fleming J. Lexikon der Weltarchitektur. — München: Prestel, 1966. — S. 226, 354, 527
  14. . Дата обращения: 26 марта 2015. 9 апреля 2015 года.
  15. (нем.) . Официальный сайт Мюнхенской Резиденции. Дата обращения: 26 марта 2015. Архивировано из 26 марта 2015 года.
  16. . Дата обращения: 26 марта 2015. 9 апреля 2015 года.
  17. (нем.) . Официальный сайт Мюнхена. Дата обращения: 26 марта 2015. 9 апреля 2015 года.
  18. (нем.) . Официальный сайт Мюнхенской резиденции. Дата обращения: 26 марта 2015. 23 апреля 2015 года.
  19. . — С. 148. — ISBN ISBN 978-3-7995-0174-3 .
  20. Brunner, Herbert u.a. Residenz München. Amtlicher Führer.. — München, 1996.
  21. . Дата обращения: 26 марта 2015. 6 апреля 2015 года.
  22. Herbert Brunner. Die Schatzkammer der Residenz München.. — Bayerische Verwaltung der staatlichen Schlösser, Gärten und Seen München, 1970.
Источник —

Same as Мюнхенская резиденция