Interested Article - Абхазский католикосат
- 2020-10-11
- 1
Абха́зский католикоса́т ( груз. აფხაზეთის საკათალიკოსო ) — церковно-каноническая и административно-территориальная структура на территории Западной Грузии , с центром сперва в Пицунде ( Абхазия ), позже в Гелати ( Имеретия ), учреждённая Антиохийским Патриархатом в VIII веке на основе уже существовавшей с начала IV века Абазгийской епархии Константинопольского Патриархата . Католикосат де факто являлся автокефальной церковью . Церковная юрисдикция распространялась по всей Западной Грузии: его северная граница проходила по Кавказскому хребту, естественной западной границей являлось Чёрное море, на востоке территории Абхазский католикосат ограничивал Лихский (Сурамский) хребет, на юге и юго-западе — Месхетский хребет и река Чорохи .
Правопреемником Абхазского католикосата себя считает каноническая Грузинская православная церковь , но также Абхазская православная церковь и Анакопийская епархия , непризнанные однако другими поместными православными церквями.
История
Согласно С. Раппу, вопрос о дате учреждения абхазского католикосата остаётся без ответа, хотя вполне возможно, что это произошло уже в IX/X веке .
Наметившаяся в первой половине VIII века тенденция к суверенизации Абазгии от Византии , привёдшая к образованию Абхазского царства , подтолкнула к стремлению к оформлению независимости также и в церковном отношении. В середине VIII века власти Абхазии посылают большую церковную делегацию в Антиохию с целью поставления в Абхазию своего абхазского католикоса . На Соборе Антиохийской Церкви, возглавляемой Патриархом , было решено рукоположить во епископа и возвести в сан католикоса одного из них, по имени Иоанн, а другого поставить в сан епископа . Католикос Иоанн и его преемники должны были «поминать при богослужении Антиохийского патриарха», то есть самостоятельность, дарованная Абхазской Церкви в первой половине VIII века заключалась в праве избирать и рукополагать католикосов собором местных епископов. По возвращении в Абхазию, католикос Иоанн, местом своей епископской кафедры избирает город Пицунду .
Данный период характеризуется широким распространением христианства в Абхазии.
Объединение Грузинского царства было довершено в XII веке при Давиде IV Строителе , когда был окончательно ликвидирован Тбилисский эмират и столица государства перенесена из Кутаиси в Тбилиси . Параллельно происходило и церковное объединение: католикос Мцхетский распространил свою духовную власть на всю Грузию, включая Абхазскую Церковь, в результате чего получил титул Католикоса-Патриарха всей Грузии . В середине XIII века абхазский католикос играл важную роль в церемонии коронации грузинского царя . В результате покорения монголами Грузии единое Грузинское государство распалось на два — восточное во главе с царём Давидом Улу и западное с царём Давидом VI Нариным , что повлекло и церковное разделение. В 1290 году в грамоте царя Давида VI впервые упомянут Абхазский Католикосат.
В 1390 году, на Пицундский престол был возведён католикос Арсений. Католикос Арсений был уроженцем Западной Грузии и оказался на престоле абхазских католикосов благодаря военному походу мегрельского владетеля Вамеха Дадиани на Джигетию (Адыгею) и Абхазию в 1390 году.
Во второй половине XVI века произошло перенесение кафедры абхазских католикосов из Пицунды в Гелатский монастырь в Западной Грузии. С этого времени католикосы стали именоваться «католикосами Абхазскими и Имеретинскими», с XVII века «Имеретинскими и Абхазскими».
Последний Абхазский католикос Максим II, из княжеской фамилии Абашидзе , из-за политических разногласий с имеретинским царём Давидом , был вынужден уехать на жительство в Россию. Царь Давид напротив думал о политической самостоятельности своего государства, используя поддержку Турции. По дороге в Палестину католикос Максим II в 1795 году скончался в Киево-Печерской Лавре . Со смертью этого католикоса прекратил своё существование Абхазский католикосат. Местоблюстители кафедры абхазских католикосов: митрополит Досифей (Церетели) и митрополит Евфимий (Шервашидзе) , в 1819 году были удалены из Имеретии.
Список глав церкви
- Николай (конец 13 века)
- Арсений (ок. 1390 г.)
- Даниил (конец 14 века)
- Иоахим (1470-е гг.)
- Стефан (1490—1516)
- Малахия I Абашидзе (1519—1540)
- Евдемий I Чхетидзе (1557—1578)
- Евфимий I Сакварелидзе (1578—1616)
- Малахия II Гуриели (1616—1639)
- Григорий I (1639 г.)
- Максим I Мачутасдзе (1639—1657)
- Захари Квариани (1657—1660)
- Симеон I Чхетидзе (1660—1666)
- Евдемиос II Сакварелидзе (1666—1669)
- Евфимий II Сакварелидзе (1669—1673)
- Давид Немсадзе (1673—1696)
- Григорий II Лордкипанидзе (1696—1742)
- Герман Цулукидзе (1742—1751)
- Виссарион Эристави (1751—1769)
- Иосиф Багратион (1769—1776)
- Максим II Абашидзе (1776—1795)
- Досифей Церетели (де-факто; 1795—1814)
Примечания
- ↑ , p. 637.
Литература
- Жордания Ф. Д. Абхазские католикосы: Краткий очерк из истории Абхазской церкви. — Ставрополь : Тип. М. Т. Тимофеева, 1893.
- Дбар Д. . — Москва: Издательство Православного братства св. апостола Симона Кананита, 1997. — 32 с. — 1000 экз.
- Коридзе Т. В., Абашидзе З. Д. // Православная энциклопедия . — М. , 2000. — Т. I : « А — Алексий Студит ». — С. 67-72. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4 .
- Силогава В. И. // XVIII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. — М., 2008. — Т. 1. — C. 380—383
- Рыбаков А. Л. // XVIII Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Материалы — Том 1. Москва: Издательство ПСТГУ, 2008 г. — 408 с. ISBN 978-5-7429-0419-9 — C. 400—407:
- Виноградов А. Ю. , Гугушвили Ш. . — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. — 48 с. — (Серия WP19 «Исторические исследования»). — 150 экз.
- Виноградов А. Ю., Гугушвили Ш. // Богословские труды. 2015. — № 46. — С. 77-116.
- Виноградов А. Ю., Гугушвили Ш. // Богословские труды. 2018. — № 47-48. — С. 290—321.
- Тарнава М. И. — Сухум, 1917 21 мая 2014 года.
- Stephen Harold Rapp. Imagining history at the crossroads: Persia, Byzantium, and the architects of the written Georgian past. — 1997.
- 2020-10-11
- 1