Племянник
иерусалимского патриарха
, выбравшего себе его в преемники.
Когда Софроний по приглашению дяди приехал из
Стамбула
в Палестину, то это вызвало недовольство как православной арабской общины, так и духовенства. В 1578-начале 1579 года по этому поводу был конфликт между патриархом Германом, вифлеемским митрополитом Иоакимом и монахами
лавры Саввы Освященного
. Чтобы достигнуть примирения в Палестину прибыли
экзархи
Константинопольского и Антиохийского патриархов. Состоялся
церковный собор
на котором конфликт был улажен и патриарший престол перешёл от Германа к Софронию.
Об отношениях патриарха Софрония с Россией свидетельствует сохранившиеся послание царя
Бориса Годунова
патриарху: «
и дочь моя
Аксинья
, —
писал Борис к Софронию,
— тебе, великому государю, челом бьет: икону, Спасов образ, да ширинку
».
Согласно православному преданию, трещина появилась чудесным образом в Великую субботу
1579 года
. В это время
Османской империей
правил султан
Мурад III
, а Патриархом был Софроний IV (1579—1608). Это предание гласит, что армяне подкупом добились у иерусалимского
паши
позволения им одним быть в храме Воскресения Христова в
Великую субботу
. Поэтому православный Патриарх вместе с народом не были допущены внутрь и вынужденно молились перед входом в храм. Ожидание уже сильно затянулось по сравнению с обычным временем и вдруг раздался громовой удар, одна из колонн храма треснула и оттуда брызнул
Огонь
. Патриарх зажег свои свечи, от него зажгли все православные и все пришедшие в храм. При этом православные арабы от радости стали прыгать и громко кричать, прославляя Бога, от этого и идёт их обычай шумно и громко славить Бога в храме каждую Великую субботу. Кроме того, предание сообщает, что один из турецких офицеров, мусульманин по имени Омир, увидев чудо с Огнём из колонны, бесстрашно и громко исповедал перед всеми, что он теперь тоже христианин. За это он был тут же обезглавлен, и тело его сожгли на площади перед храмом. Православные собрали пепел и кости Омира, поместили в
раку
и поставили в женском монастыре Введения Пресвятой Богородицы
, где они находились до конца
XIX века
, источая благоухание. Память святого
совершается 19 апреля (
1 мая
).
—
Кратко изложено по книге «
Будь верен до смерти: Судьбы Православия в Османской империи XV-XX вв.
»
(неопр.)
. Дата обращения: 19 февраля 2011.
7 октября 2018 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 6 февраля 2011.
7 августа 2011 года.
Это православный женский монастырь Большой Панагии в христианском квартале
Старого города Иерусалима
, к юго-западу от храма Гроба Господня, напротив коптского подворья. Место подвигов святой
Мелании Римской
. «Но возвратимся к монастырю Большой Панагии; нынешнее его название происходит от древней Богородичной иконы сего имени, обретенной в пепле храма Святого Воскресения (после пожара 1808 года), нимало не поврежденной с лицевой стороны; икона большого размера; на ней риза сребро-позлащенная. Икона помещена в церковном притворе на стене противу входа в церковь. Кроме сего есть часть мощей святой Иулиты и кости бывшего
, умученного своими за исповедание Христовой веры при виде чуда. Они хранятся в ковчежцах и выставляются для чествования посетителям храма» Цитируется по:
Архимандрит Леонид Кавелин.
Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока-паломника. — М.:Индрик, 2008. с. 125.
ISBN 978-5-85759-441-4
. см. также:
от 14 марта 2018 на
Wayback Machine
Православное предание кратко изложено по книге: Будь верен до смерти: Судьбы Православия в Османской империи XV—XX вв.:Сб. / Сост. инок Андрей (Шестаков), Александра Никифорова. — М.:Изд. Сретенского монастыря, 2005. — с. 202—204.
ISBN 5-7533-0334-X
.
19 апреля это дата Пасхи 1579 года по юлианскому календарю.