Никодим (патриарх Иерусалимский)
- 1 year ago
- 0
- 0
Патриа́рх Афана́сий V ( греч. Πατριάρχης Αθανάσιος Ε΄ ; ок. 1754 , Родосто — 16 декабря 1844 , Константинополь ) — епископ Иерусалимской православной церкви , Патриарх Иерусалимский и всея Палестины .
Родился в греческой семье. Церковную деятельность начал в Грузии , где находились многочисленные представительства и имения Иерусалимского Патриархата. В молодом возрасте был пострижен в монашество и рукоположен в иеромонаха .
В течение 15 лет был игуменом подворья Святогробского братства в Неохории, под Константинополем.
Масштабное строительство в начале XIX века (особенно восстановление в 1809/1810 сгоревшего храма Гроба Господня ), перебои с поступлением доходов от имущества Патриархата в Дунайских княжествах , беспорядочное финансовое управление, а главное — османские гонения на православных после начала Греческого восстания в 1821 года привели к полному разорению Патриархата, не способного расплатиться с огромным долгом.
После смерти Патриарха Иерусалимского Поликарпа, из-за огромного долга в 18 млн пиастров , образовавшегося в Патриархате, среди высшего греческого клира не оказалось желающих занять престол, и тогда архимандрит Афанасий, 15 января 1827 года был возведён в Патриарший сан. По сложившейся традиции, всё время своего Патриаршества Афанасий провёл в Константинополе.
Пытаясь предотвратить распродажу за долги греческих монастырей у святых мест Палестины, Патриарх Афанасий обратился за помощью к православному миру и получил значительные суммы из Сербии , от православных Австрийской империи и особенно из России , куда для сбора милостыни в 1833 году был отправлен архиепископ Фаворский , который прожил в России пять лет и собрал значительную сумму. Османское правительство также приняло меры к поддержке Иерусалимской Церкви. Улучшению положения Церкви также способствовали возобновление с конца 1820-х годов притока православных паломников в Иерусалим. В результате Патриарху удалось расплатиться большей частью долгов.
В 1840 году, после восстановления власти султана , в Палестине заметно усилилось европейское присутствие, были открыты консульства, активизировалась миссионерская пропаганда, в первую очередь протестантская .
Увеличение количества русских паломников и активное вовлечение России в ближневосточные проблемы поставили на очередь вопрос о создании русской Духовной миссии в Палестине . С этими планами связана первая поездка на Восток архимандрита Порфирия (Успенского) , оставившего яркое и весьма нелицеприятное описание состояния Иерусалимской Церкви в 1843—1844 годов. После этой поездки Русская Церковь видела свою задачу не только в том, чтобы оказывать денежную поддержку Иерусалимской Церкви и защищать её от посягательств турецкого правительства, но и в немалой степени в просвещении палестинского духовенства.