Киприан Карфагенский
- 1 year ago
- 0
- 0
Мензурий ( лат. Mensurius ) — епископ Карфагена , живший в начале IV века в период Великого гонения (303—313), имя которого связано с возникновением донатистского движения.
Последовательность событий, приведшая к расколу Африканской церкви и вмешательству императора Константина Великого в её дела является предметом споров. Существует два основных подхода к хронологии: «краткий», относящий все основные события ко времени, близкому с временем вмешательства Константина, и более растянутый «длинный» .
В различные периоды Великого гонения римские власти предъявляли различные требования к христианам, существовала также и региональная специфика. В Африке преследование христиан было особенно ожесточённым и, в отличие от других провинций, здесь выдвигалось требования сожжения священных книг . В ходе гонения среди африканских христиан сложилось два подхода к тому, каким образом следует относиться к этим требованиям. Ригористическая партия отрицала возможность компромисса в этом вопросе и считала, что возможность и высокая вероятность мученической смерти в случае неисполнения требований властей является приемлемым и даже желательным исходом. Умеренную партию в Карфагене возглавлял епископ Мензурий, который не считал необходимым вступать в прямую конфронтацию и принимал меры для того, чтобы ослабить конфликт между христианами и языческой властью. Карфагенская церковь обладала, помимо земельной собственности, ценными церковными сосудами из золота и серебра. Опасаясь, что когда начнутся гонения, римские власти не ограничатся изъятием церковных книг, Мензурий решил передать ценное имущество на хранение неким «старейшинам». Для гарантии возврата он составил перечень, лат. commonitorium , который передал некой старой женщине. Таким образом, если бы Мезурий не пережил гонений, старейшины бы вернули ценности, а по перечню можно было бы убедиться в полноте возврата .
Во исполнение приказа о выдаче книг Мензурий предоставил для сожжения сочинения, признанные еретическими . Хотя подмена была раскрыта, власти были удовлетворены сожжением того, что им было выдано. Предполагая, что ригористы отнесутся к данному компромиссу неодобрительно, Мензурий предварительно обсудил этот вопрос с их предводителем , который явно выразил своё порицание к такой уловке. Он говорил, что не считает делать возможным такие послабления, ссылаясь на ветхозаветный пример Елеазара , который отказался от вкушения не только запретного мяса, но также и от дозволенного, чтобы не дать повод думать, что он изменяет своей вере. Ещё одним вопросом, по которому Мензурий разошёлся с непримиримыми сторонниками мученичества, было отношение к людям, которые в силу каких-то личных обстоятельств, например по причине нежелания платить по своим долгам, объявляли себя христианами и были готовы попасть за это в тюрьму или даже принять мученическую смерть. Мензурий не считал правильным присваивать таким людям имя мученика и потому присутствовал при общении между христианами, находящимися в заключении, и теми, кто их навещал. Помощником Мензурия в его делах был архидиакон Цецилиан , и они оба предстают в донатистской литературе ещё более жестокими, чем палачи христиан. Якобы Цецилиан поставил перед входом в темницу, где были заключены христиане, вооружённых ремнями и плетями людей. И эти стражники отнимали пищу у тех, кто приходил навестить заключённых, и бросали её собакам, а также не давали им пройти к узникам .
После окончания гонения в Карфагене распространился пасквиль ( лат. epistola famosa ) против императора Максенция . Подозрение пало на диакона Феликса, который укрывался в доме Мензурия. Мензурий решительно отказался выдать этого диакона властям, был вызван на суд императора в Рим, но на обратном пути скончался. Это событие датируют на основании данных Оптата Милевийского либо периодом Великого гонения («краткая» версия хронологии), либо 311 годом («длинная») . Последовавшая за этим борьба за главенство в карфагенской церкви стала причиной донатистского раскола .