Interested Article - Диатипосис

Диатипосис. А. А. Дмитриевский. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Том 1: Typika. 1895.

Диати́посис ( др.-греч. Διατύπωσις — « образ, форма », полное название « Устав святого и блаженного отца нашего Афанасия », др.-греч. Ἡ διατύπωσις τοῦ ὁσίου καί μακαρίου πατρός ἠμών Ἀθανασίου ) — монастырский греческий ктиторский устав , автором которого считатся Афанасий Афонский (умер около 1000 года), одна из редакции Студийского устава .

Диатипосис составлен для святогорской Великой Лавры ; для составления Диатипосиса преподобного Афанасия Афонского был использован Ипотипосис , текст которого был дополнен и отредактирован, а также снабжён начальными главами о монастырских эпитропах и о порядке избрания и поставления игумена . О времени создания Диатипосиса среди исследователей нет единого мнения. Пентковский считает, что Диатипосис был создан в 60-х годах X века, И. Мансветов датирует Диатипосис концом X века; Джон Томас ( англ. John Thomas ) и Анжела Константинидес ( англ. Angela Constantinides ), издавшие «Byzantine Monastic Foundation Documents», временем создания Диатипосиса считают рубеж X и XI веков; Филипп Мейер ( нем. Philipp Meyer (Theologe, 1854) ) считает, что Диатипосис был создан после 969 года. Термин «Диатипосис» был введен архимандритом Антонином (Капустиным) , который издал частичный русский перевод Диатипосиса. Научное издание Диатипосиса на языке оригинала впервые осуществил Филипп Мейер в 1894 году в сборнике «Die Haupturkunden für die Geschichte der Athosklöster: Grösstentheils zum ersten Male». Мейер в основу своего издания положил текст Иверской рукописи XVI века № 754. В 1895 году в 1 томе сборника «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока» Иверской рукописи Диатипосиса был опубликован А. А. Дмитриевским . Литургическая часть Диатипосиса следует после преамбулы и глав об эпитропах и об избрании и поставлении игумена; её содержание почти совпадает с содержанием Ипотипосиса, отличаясь лишь в деталях; литургические указания начинаются с подробного описания служб в первый день Пасхи , далее следуют отдельные предписания о периоде Пятидесятницы и о некоторых праздниках, изложение завершается указаниями о Великом посте, празднике Благовещения и дисциплинарных правилах жизни в обители. Правила о посте в Диатипосисе более строгие чем в Ипотипосисе, они по мере воздержания занимают промежуточное место между Ипотипосисом и более поздними Иерусалимскими уставами .

Ссылки

Источник —

Same as Диатипосис