Ирина Евгеньевна Лозова́я
(
5 февраля
1950
,
Москва
—
9 июля
2017
, там же) — советский и российский
музыковед
,
педагог
, профессор
Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского
. Основная область научных исследований — церковно-певческое искусство
Древней Руси
и
Византии
.
Биография
Родилась в Москве, в семье военного инженера Евгения Фёдоровича Лозового. С детства занималась музыкой, в 1971 г. окончила с отличием теоретическое отделение
Музыкального училища при Московской консерватории
и поступила на теоретико-композиторский факультет консерватории. С 1973 г. под влиянием своего мужа
М. Г. Коллонтая
стала заниматься исследованием древнерусской церковно-певческой традиции. В 1976 г. с отличием окончила консерваторию и поступила в
аспирантуру
(закончила в 1981 г.; научный руководитель —
В. Н. Холопова
). Защитила
кандидатскую
диссертацию «Самобытные черты столпового
знаменного распева
» (Киев, 1987 г.).
Работала научным редактором в издательствах
«Советская энциклопедия»
(1976–1989),
«Композитор»
(1990–1993), преподавала в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте (ныне
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
) (1992–1997).
С 1993 г. преподавала на кафедре истории русской музыки Московской консерватории, c 2000 г. — профессор. В 1995 г. возглавила Научно-исследовательский центр церковной музыки имени
протоиерея
Димитрия Разумовского
при кафедре истории русской музыки (в 1994–1998 Кабинет; в сентябре 2017 г. преобразован в Научно-творческий центр церковной музыки)
. За эти годы организовала пять международных научных конференций в консерватории (1996–2014), по материалам которых под её редакцией были изданы сборники учёных записок «Гимнология» (7 выпусков, 2000–2017)
. Организатор секции «Византия и Древняя Русь: литургические и певческие
традиции» в рамках международной научно-богословской конференции «Россия —
Афон
: тысячелетие духовного единства» (2006).
Разработала и вела (c 1994 г.) спецкурс «История русской музыки ΧΙ–ΧVII веков». Инициировала создание в консерватории разнообразных факультативных курсов, развивающих и углубляющих основное направление её творческой деятельности. Среди таких курсов: «Обучение
знаменному пению
на основе живой традиции», «Музыкальная
палеография
»
, «Греческая палеография», «Славянская палеография», «Введение в
византийское
и древнерусское искусство», «Знаменное пение»
. С целью расширения литургического и общекультурного кругозора учащихся инициировала курс «История православного
богослужения
», который преподаётся и поныне.
С 1998 г. сотрудничала с
Церковно-научным центром «Православная энциклопедия»
: член его Научно-редакционного совета, научный куратор редакции «Богослужение и церковная музыка» (с 2004 г. — самостоятельной редакции «Церковная музыка»), автор ряда статей по тематике древнерусской и византийской церковной музыки
.
Под её руководством были защищены кандидатские диссертации О. В. Тюриной («Древнерусская
мелизматика
: Большой роспев», 2011
) и И. В. Стариковой («
Псалмодия
всенощного бдения
в древнерусском певческом искусстве (
раздельноречная
редакция)», 2013
).
И. Е. Лозовая — основатель (2010, совместно с А. А. Елисеевой) ансамбля «Асматикон», специализирующегося на исполнении древнерусских и византийских богослужебных песнопений
.
Была членом Редакционно-издательского совета консерватории, непосредственно и активно влияла на издательскую политику консерватории в области древнерусского церковно-певческого искусства.
Научная деятельность
Лозовая — автор многих статей, посвящённых проблемам истории и теории восточно-христианского литургического пения, в научных сборниках и в энциклопедических изданиях, среди которых
Музыкальная энциклопедия
,
Музыкальный энциклопедический словарь
, «
Die Musik in Geschichte und Gegenwart
»,
Православная энциклопедия
.
Работы Лозовой отличает комплексный подход к изучению литургических певческих книг, задача исследования которых, по её замечанию, требует единства методов исторического и теоретического музыкознания, предполагает непременное использование таких отраслей знания, как историческая
литургика
,
палеография
,
кодикология
.
Для научного метода Лозовой важным было рассмотрение древнерусской церковной музыки в исторической «византийской» перспективе:
«Без владения комплексом сведений в области византийской певческой культуры многое в древнерусском церковно-певческом искусстве остается непонятным — ведь его корни исходят из этой великой музыкально-литургической традиции.
Богослужебный устав
, система песнопений и их тексты, система
осмогласия
, способы построения мелоса и формы его записи —
нотация
— все это было принесено на
Русь
из
Византии
и осваивалось с помощью византийских священнослужителей и мастеров пения»
.
Её ведущей научной темой стала древнерусская певческая книга
Параклит
(РГАДА, ф. 381 (Син. тип.), № 80
), результаты исследования которой легли в основу монографии «Древнерусский нотированный Параклит XII в.: Византийские источники и типология древнерусских списков» (
М.
, 2009). Эта монография была задумана как первая часть большого научного труда. Вторая его часть, в которой И. Е. Лозовая надеялась «предложить разработку проблем, связанных с ранней формой знаменной нотации»
, не окончена.
Диссертация и некоторые статьи И. Е. Лозовой доступны в сети
Academia.edu
и на
. Многие научные и научно-методические работы (в том числе дидактические таблицы и иллюстративные материалы к спецкурсу по истории русской музыки), хранящиеся в её архиве, не опубликованы
.
Награды
Основные публикации
Книги
-
. —
М.
: НИЦ «Московская консерватория», 2009. — 156 с. —
200 экз.
—
ISBN 978-5-89598-232-7
.
-
. —
М.
: НИЦ «Московская консерватория», 2015. — 80 с. —
150 экз.
—
ISBN 978-5-89598-307-2
.
Статьи
-
О принципах формообразования в средневековой европейской
монодии
: византийская, григорианская и древнерусская певческие культуры // Из истории форм и жанров вокальной музыки: Сборник научных трудов. М., 1982;
-
Знаменный распев и русская народная песня (О самобытных чертах столпового знаменного распева) // Русская хоровая музыка XVI—XVIII веков / Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 83. М., 1986;
-
«Ангелогласное пение» и осмогласие как важнейшая сторона его музыкальной иконографии // Musica Antiqua. VIII. Vol. 1. Acta Musicologica. Bydgoszcz, 1988;
-
«Слово от словес плетуще сладкопения» // Герменевтика древнерусской литературы: XVI — начало XVIII веков. Вып. 2. М., 1989;
-
Древнерусский нотированный Параклитик конца XII — начала XIII века: предварительные заметки к изучению певческой книги // Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 6. Ч. 2. М., 1993;
-
Проблемы певческого исполнения
канона
в эпоху домонгольской Руси // Музыкальная культура православного мира. Традиции, теория, практика / Материалы международных научных конференций 1991-94 гг. М., 1994;
-
Церковно-певческое искусство: XI—XVI века // Художественно-эстетическая культура Древней Руси. XI—XVII вв. М., 1996;
-
Церковно-певческое искусство XVII века. Традиционное направление // Там же;
-
// Музыкальная культура Средневековья : сб. статей / сост. и отв. ред. Т. Ф. Владышевская. —
М.
: Центр. музей древнерус. культуры и искусства, 1992. —
Вып. 2
. —
С. 65-69
.
-
Византийские прототипы древнерусской певческой терминологии // Музыкально-исторические чтения памяти Ю. В. Келдыша. 1997. М., 1999;
-
Древнерусский нотированный Параклит в кругу
Ирмологиев
XII — первой половины XV века: мелодические варианты и версии в роспеве канонов // Гимнология / Материалы Междунар. научной конференции «Памяти прот. Димитрия Разумовского» (к 130-летию Моск. конс.) [Ученые записки Научного центра русской церковной музыки им. Д. Разумовского. Вып. 1 ]. М., 2000;
-
Образы и символы древнерусского певческого искусства. Каноны мелопеи и «Шестоднев» // Из истории русской музыкальной культуры. Памяти А. И. Кандинского / Науч. труды Моск. конс. Сб. 35. М., 2002;
-
Греческая
Хлудовская Псалтирь
как источник для изучения византийской певческой традиции IX века // Манрусум. Вопросы истории, теории и эстетики духовной музыки / Международный музыковедческий ежегодник. Т. I. Ереван, 2002;
-
О происхождении Хлудовской Псалтири // Древнерусское искусство. Искусство рукописной книги. Византия и Древняя Русь (совм. с. Б. Л. Фонкичем). СПб., 2003;
-
Типология древнерусских Параклитов и их отношение к действующему литургическому уставу // Церковное пение в историко-литургическом контексте. Восток — Русь — Запад (к 2000-летию от Рождества Христова) / Ученые записки Науч. центра рус. церк. музыки им. прот. Димитрия Разумовского / Гимнология. Вып. 3 / Сост., ответств. ред. И. Лозовая. М., 2003;
-
О системе пения седмичных канонов
Октоиха
в ранней литургической традиции // Византия и Восточная Европа. Литургические и музыкальные связи. К 80-летию доктора Милоша Велимировича / Гимнология (сост. Н. А. Герасимова-Персидская и И. Е. Лозовая, ответств. ред. И. Е. Лозовая). Вып. 4. М., 2003;
-
О свидетельствах устной певческой практики в письменных источниках // Устная и письменная трансмиссия церковно-певческой традиции: Восток — Русь — Запад / Гимнология (сост. Н. Г. Денисов, И. Е. Лозовая (отв.ред.)). Вып. 5. М., 2008;
-
«Новый Октоих»
св. Иосифа Гимнографа
(Grottaferrata, D.g. XIV) и его отражение в древнерусских Параклитах Студийской традиции // Хризограф. Вып. 3: Средневековые книжные центры: Местные традиции и межрегиональные связи. Труды международной научной конференции (Москва, 2005). М., 2009;
-
Модальный
комплекс певческих текстов
анафоры
и система Октоиха // Актуальные проблемы изучения церковно-певческого искусства: наука и практика (к 120-летию кончины Д. В. Разумовского / Гимнология (сост. и отв. ред. И. Е. Лозовая). Вып. 6. М. 2011;
-
О содержании понятий «
глас
» и «
лад
» в контексте теории древнерусской монодии // Там же;
-
Об азбучном смысле знамен и их «тайнозамкненных» значениях в древнерусской певческой традиции // Музыкальная письменность христианского мира: Книги. Нотация. Проблемы интерпретации / Гимнология (сост. И. В. Старикова, отв. ред. И. Е. Лозовая). Вып. 7. М. 2017.
-
(Неопубликованное) Обучение Церковному певческому искусству древней Руси 11—13 вв. (7 стр.) — материалы ко 2-й части «Древнерусского нотированного Параклита…»
Cтатьи в энциклопедических изданиях
-
// Православная энциклопедия. Т. XI. М., 2006
-
// Православная энциклопедия. Т. XX. М., 2009
-
// Там же
Примечания
-
↑
.
-
↑
от 10 ноября 2017 на
Wayback Machine
.
-
Московская консерватория. Сборник учёных записок «Гимнология»: выпуски
от 10 ноября 2017 на
Wayback Machine
,
от 10 ноября 2017 на
Wayback Machine
,
от 10 ноября 2017 на
Wayback Machine
,
от 10 ноября 2017 на
Wayback Machine
,
от 10 ноября 2017 на
Wayback Machine
,
от 10 ноября 2017 на
Wayback Machine
,
от 10 ноября 2017 на
Wayback Machine
.
-
Факультатив охватывает нотацию памятников только восточно-христианской традиции.
-
.
-
от 10 ноября 2017 на
Wayback Machine
.
-
от 10 ноября 2017 на
Wayback Machine
.
-
от 10 ноября 2017 на
Wayback Machine
.
-
, с. 5.
-
Рукопись из собрания библиотеки Синодальной типографии № 80, хранящаяся в
РГАДА
.
-
, с. 6.
-
.
-
Из опубликованного: Столповой знаменный распев (вторая половина XV—XVII вв.): Формульная структура. Материалы к спецкурсу истории русской музыки XI—XVII вв. (учебное пособие).
М.
, 2015).
-
.
Литература
-
Лозовая, Ирина Евгеньевна // Московская консерватория 1866—2016: Энциклопедия / Научн.-энцикл. ред.: М. В. Есипова. —
М.
: Прогресс-Традиция, 2016. —
Т. II
. —
С. 395
. —
ISBN 978-5-89826-476-5
.
Ссылки
-
(неопр.)
.
МГК им. Чайковского
. — Персональная страница
.
Дата обращения: 10 ноября 2017.
-
(неопр.)
.
Седмица.RU
. — Некролог
.
Дата обращения: 10 ноября 2017.
-
(неопр.)
.
Храм Всех Святых на Кулишках
(7 октября 2013).
Дата обращения: 10 ноября 2017.
-
(неопр.)
.
Православный Свято-Тихоновский университет. Факультет церковного пения
.
Дата обращения: 9 ноября 2023.
-
(неопр.)
.
Academia.edu
. — возможен свободный просмотр; для скачивания в формате
PDF
необходима бесплатная регистрация на сайте
.
Дата обращения: 10 ноября 2017.