Ой, то не вечер
- 1 year ago
- 0
- 0
Креще́нский ве́чер , также Крещенский сочельник — день народного календаря у славян , отмечаемый 5 (18) января . Наиболее насыщенным обрядами является вечер, когда Русская православная церковь почитает навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). День строгого поста. Последний день колядований , последние святочные гадания . Под Крещение собирают снег, который, как считается, обладает особыми целебными свойствами и сохраняет свежей воду в колодцах в течение года .
У восточных славян большинство названий дня терминологически смыкается с названиями Рождественского сочельника и во многом повторяет рождественско-новогодние обычаи : рус. Голодная кутья, Крещенская коляда, Голодный свят-вечер, Второй Сочельник, Водяная коляда, Голодный вечер, Третья, или водопостная кутья, Канун Богоявления, Свечки ; белор. Піскуха, Марья, Терпека ; укр. Голодна кутя, Свят-вечір водохресний, Голодна кутя, Друга кутя ; белор. и укр. Остатня кутя, Постна кутя, Проводна кутя, Водяна коляда ; полес. Нисчемная кутья, Третья велея, Други коляды, Водянуха, Последняя кутья, Кутя-варóжка, Пи́сана коляда, Терплячка; болг. Попо́ва коледа ; серб. Крстовдан, Водопос, Водокрст, Неjетка , чеш. Jméno Ježíš .
По сербскому преданию, зимний «Крстовдан» назван так потому, что в этот день «скрещиваются» ветры, а люди гадают по их направлению о благополучии и урожае .
Священномученику Феопемпту и мученику Феоне молятся при отравлении различными веществами .
Последний раз ходят ряженые вокруг деревни, горящие головни носят, медвежьей лапой во всякое окошко стучат. В этот день Коляда «отъезжает на белых конях». В Полесье на оконных рамах и дверях рисуют деревья, коней, людей и телеги. Кое-где «выписывают Коляду»: рисуют на окнах и дверях по три креста мелом, крестясь, имея при себе хлебец, свечу, тарелку, ложку кутьи, держа под рукой шапку. После этого садятся ужинать («вечéрати») .
Обрядовая трапеза в Крещенский сочельник проходила по обычаям «колядных» (праздничных святочных) ужинов . Готовили нечётное количество постных блюд .
Восточные славяне обязательно варили кутью , блюда из гороха или бобов, узвар из сухофруктов, пекли блины и хлебные изделия. За ужином повторялись некоторые рождественские обычаи: приглашали «мороз» («волка», «птиц», «зверей» и других персонажей) к ужину; подбрасывали к потолку первую ложку кутьи; зажигали свечу «для мёртвых»; откладывали с каждого блюда часть для душ предков .
Болгары в Крещенский сочельник устраивали последний святочный ужин ( болг. кадена вечеря ): к постным блюдам добавляли грецкие орехи, зерно; ставили свечу, не догоревшую после предыдущих двух святочных трапез .
Хорваты Самобора только в канун Крещения начинали есть обрядовый хлеб летница ( хорв. letnica ), который каждый раз выкладывали на праздничный стол в канун Рождества, Нового года, Крещения .
Словенцы ( горен. , долен. , штирий. ) пекли на святки три хлеба, самый большой из которых ( словен. poprinjak, mocen kruh ) ели в день Трёх королей, чтобы быть сильными и здоровыми .
В Родопах пекли аналогичный рождественскому хлеб с запечённой монетой, используемой для гадания о счастье. После ужина кормили домашнюю птицу в обруче от бочки, гадали, обвязывали фруктовые деревья соломой, совершали другие обряды, сходные с магической практикой рождественско-новогоднего цикла (в.-слав., болг.) .
Чтобы «увидеть» Крещение Господне ставили чашу с водой и смотрели, колыхнётся ли вода в полночь. Если в полночь вода колыхнулась, то бежали смотреть «развёрстые небеса». При этом говорили: «Увидишь сполохи — проси хоть царствия небесного. Всё исполнится» .
В полночь ходят на реку, родник, колодец набрать воды, которой приписывают целебные свойства и которую тщательно оберегают. Во чисто поле снег копать ходили хоть ветхие деды, хоть молодицы . Умываются снеговой водою поутру в день Крещения красные девушки, — чтобы «без белила белыми быть, без румяна — румяными» .
Снег этого сочельника считается целебным, про него говорили: «подмешивай в корм — не зябок скот станет; сыпли курам — будут яйценоски. Снеговая же баня красоты прибавляет, хворь из тела гонит. Хорош он и для беления холстов». Этим снегом лечили недуги — онемение в ногах, головокружения, судороги. Крещенской водой окропляют ульи во время собирания роев. Собранный за околицей (за селом), в поле — сыпали в колодец. Это делалось для того, чтобы вода была в колодце всегда в изобилии и никогда не загнивала бы .
Выставляли на ночь в чашках разные вида зерна и утром осматривали — на которое зерно выпал иней: «тому и родиться в этом году» .
Корреспондент «Тамбовских губернских ведомостей» за 1864 год сообщает об обряде, по которому день называли «Свечой»:
Во время вечерни женщины ставят к сосуду, в котором освящается вода, перевязанные нитками или лентами свечи, а по освящении воды берут их домой и хранят. Эти свечи зажигаются перед иконами во время родов.
Пчеловоды ставят одну свечу к кресту и три к сосуду с водой, причём, когда зажигают сии последние, стараются, как можно больше накапать воску в воду и поставить свечи так, чтоб они отекали, и капли воску упадали в воду. По освящении воды они стараются прежде всех зачерпнуть её в сосуд, чтобы поймать поболе воску, плавающего на поверхности. Пришедши, домой, тотчас отправляются в омшаник, кропят святой водой летки ульев и оставляют её там, в сосуде до выставки пчёл на пасеку .
Праздничный ужин в крещенский сочельник называли «голодной кутьёй» . Обязательным блюдом этой трапезы были кутья , блины , овсяный кисель . Молодёжь в крещенскую ночь проводила последнюю святочную вечёрку с песнями, гаданиями и другими развлечениями .
Сербы говорят, что ночью небо открывается, и все воды в этот момент прекращают течь, останавливаются. Некоторые даже считают, что и ветер перестаёт дуть, и вся вода превращается в вино. Кто в этот момент зачерпнёт воду, то она останется вином и будет лекарством от всех болезней .
Из соломы, лежавшей в сочельник во время ужина под скатертью, делали и обвязывали фруктовые деревья, чтобы лучше плодоносили. В Полесье на Водяную коляду хозяин идёт вечером босыми ногами в сад и перевязывает деревья, чтобы «не боялись мороза» и приговаривает дереву: «Я босой пришёл, не боясь мороза, и ты не бойся» .
Святки подходят к концу, и с ними — страшные вечера, когда нечисть кудесит. Чтобы избавиться от нечисти, в богоявленскую ночь накануне Крещения толпа молодых парней верхом на лошадях носится по всем дворам, бьёт мётлами и кнутами по всем тёмным углам и закоулкам с заклинаниями, криком и визгом. Вдобавок к этому на дверных косяках, на притолоке, на дверях хлевов, амбаров, мельниц рисуют мелом или углём кресты. Особенно опасен в крещенскую ночь оборотень « Огненный змей », являющийся девушкам в виде прекрасного юноши .
Сохранились известия о русском обычае Кликанья плу́ги , связанном с пахотой , проводившемся на Крещенский вечер, а с введением нового года с 1 января — на Васильев вечер .
«Лютует под Крещенье — больше всей другой нечисти поддонной — Огненный змей . Известно всем и каждому на Руси, что такое за диво Огненный Змей. Все знают, зачем он и куда летает. Огненный Змей — не свой брат; у него нет пощады: верная смерть от одного удара. Да и чего ждать от нечистой силы! Казалось бы, что ему незачем летать к красным девицам; но поселяне знают, за чем он летает, и говорят, что если Огненный Змей полюбит девицу, то его зазноба неисцелима вовек. Такой зазнобы ни отчитать, ни заговорить, ни отпоить никто не берётся. Всякий видит, как Огненный Змей летает по воздуху и горит огнём неугасимым, а не всякой знает, что он, как скоро спустится в трубу, то очутится в избе молодцом несказанной красоты. Не любя, полюбишь, не хваля, похвалишь, — говорят старушки, когда завидит девица такого молодца. Умеет оморочить он, злодей, душу красной девицы приветами; усладит он, губитель, речью лебединою молоду молодицу; заиграет он, безжалостный, ретивым сердцем девичьим; затомит он, ненасытный, ненаглядную в горючих объятиях, растопит он, варвар, уста алые на меду, на сахаре. От его поцелуев горит красна девица румяной зарёй; от его приветов цветёт красна девица красным солнышком. Без Змея красна девица сидит во тоске, во кручине; без него она не глядит на Божий свет; без него она сушит себя» .
Для защиты от нечисти, считали крестьяне, надо начертить крест на двери и оконных рамах , насыпать на печную загнетку снега, собранного в крещенский вечер . Говорят, что когда змей, проникнув через трубу, станет на крещенскую воду — то погибнет навсегда .
У англичан праздник в последнюю ночь Рождественских Святок называется . Популярная английская традиция — спрятать в приготовленный торт фасоль и горох; «мужчина, который находит бобы в своем куске торта, становится королём на ночь, а дама, обнаружившая горошину в своем куске торта, становится королевой на ночь». Празднование обычно сопровождалось пением Рождественских славлений (колядок) и обильной едой. Шекспир посвятил празднику свою пьесу Двенадцатая ночь или Что угодно . Пьеса была показана в Мидл-Темпл-холле, одном из иннов , в ночь на Сретение , 2 февраля 1602 года .
В Испании во второй половине дня 5 января проходит традиционное костюмированное шествие « », инсценирующее прибытие в город трёх библейских волхвов — Мельхиора, Гаспара и Валтасара для поклонения младенцу Иисусу . Общественное телевидение (TVE) ежегодно транслирует парад из Мадрида.