Interested Article - Вербная неделя в славянской традиции

Ве́рбная неде́ля — неделя в народном календаре славян , шестая неделя Великого поста . Заканчивается в Вербное воскресенье , после которого наступает Страстная неделя . Главные народные обряды недели связаны с вербой и выпадают на субботу и воскресенье.

Другие названия

казацк. Вербохлёст ; белор. Вербніца ; укр. Вербний, Цвітний, Шутковий тиждень .

Понедельник

С Вербной неделей, особенно с последними днями её, связано много примет на погоду и будущий урожай. «Если вербная неделя ведренная , с утренниками — то яровые хороши будут» . В понедельник тёща приносит в дом молодого зятя подарки, желает добра молодой паре .

Лазарева суббота

Лазарование в Болгарии

Лазареву субботу (воскресение Лазаря) во многих русских деревнях праздновали весело и многолюдно. В Вербную субботу ломали вербы . В полночь молодёжь обходила дома с песнями. У ворот кричали: «Отопри, отопри, молодая, вербешкою бить, здоровьем больше прежнего наделить!» Войдя в избу, слегка били ветками вербы спящих со словами: «Верба хлёст, бей до слёз!», «Вставай рано, бей барана!», «Бьём, чтобы быть здоровыми» ( Городищенский уезд Пензенской губернии). В субботу готовили брагу, гречневые блины, кашу, рыбный курник .

В Белоруссии в некоторых местах в этот день пекли хлебцы по количеству членов семьи. В одном из хлебцев запекали монету. Считалось что кому достанется это хлебец, тот будет счастливым и удачливым целый год. Девушкам такой хлебец предвещал выгодное и счастливое замужество. Также выполняли ряд магических действий на достижение задуманного (внимание избранника, замужество, избавление от головной боли) .

У сербов день называется Врбица — в этот день освящают веточки вербы . У чехов и словаков обряд бития вербными веточками существует в Пасхальный ( Поливальный ) понедельник .

У болгар накануне Вербного воскресенья исполняли весенний девичий обряд лазарования ( гаг. Lazari , болг. Лазарки ), который сохранился до наших дней. Лазаровали девочки 7–10 лет, которых называли «лазарки». Они ходили по домам по трое с пением лазарских песен. Одна из лазарок изображала «невесту». Её лицо обычно было закрыто белой коротенькой фатой или платком. Участниц одаривали сырыми яйцами и мелкой монетой.

Вербное воскресенье

Вербный торг на Красной площади. Б. Кустодиев , 1917 г.
Вербные катания девушек на выданье на Красной площади. 1910-е годы.
Вербное воскресенье в Литве.
Почтовая марка (СССР, 1991 г.)

С центральной ролью вербы в праздновании Вербного воскресенья связаны локальные названия этого праздника: рус. урал. Вербины , укр. Вербна неділя, Вербница , Вербніца , Шуткова неділя , белор. Вербная нядзеля, Вербіч , серб. Врбица , болг. Връбница , ст.‑слав. Праздьникъ вьрбьны ( Изборник Святослава , 1073 г.) . Также: цветоносное воскресение, цветоносная неделя, цветная неделя ; польск. Niedziela Kwietna ; чеш. Kvetná neděle .

Согласно этиологической легенде, некогда верба была женщиной, и у неё было столько детей, что женщина поспорила с Матерью-Землёй о том, что она плодовитее. Мать-Земля, рассердившись, превратила женщину в вербу .

Восточные славяне освящённым вербам придавали особую очистительную силу, верили, что с их помощью можно спасти домашний скот от порчи, болезней, сглаза, хищного зверя, от злых людей и злых духов. Об этом свидетельствуют различного рода «вербные» обряды, сохраняющиеся до сих пор в некоторых местностях России, Украины и Белоруссии. Например, в Костромской области сохраняется народный обычай выпекать баранки к Вербному воскресенью, освящать их в церкви и, принося домой, скармливать их домашнему скоту, чтобы предохранить от болезней, а в Юрьев день крестьяне обмакивают хранившуюся в продолжение всего года вербу в святую воду и затем окропляют собранный во дворе домашний скот; с вербой в руках в первый раз провожают скот на пастбище .

Вербе и её серёжкам приписывалась целебная сила. Съедали по девять вербных серёжек, считая это лекарством от лихорадки. Советовали есть почки освящённой вербы бесплодным женщинам, а также как предохранительное средство от других болезней. Клали вербу в воду, в которой купали больных детей . В воскресенье вербные почки добавляли в хлебцы для скотины , и в вербную кашу для членов семьи .

Многие верили, что освящённая верба может остановить летнюю грозу, а брошенная в пламя — помочь при пожаре. Всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен по приходе из церкви в Вербное воскресенье вбить в стену своего дома колышек освящённой вербы — средство это если и не превратит труса в героя, то, во всяком случае, должно прогнать природную робость .

До 1917 года в России главным событием Вербного воскресенья были «Вербные торги» (в городах) и «Вербные катания» на лошадях, а также народные гулянья . В Москве вербные проезды карет по Красной площади иногда называли «вывозом невест» .

Согласно церковному уставу, в субботу и воскресенье Вербной недели допускается послабление поста: в Лазареву субботу разрешается вкушение икры, а в Вербное воскресенье — рыбы , что определяло состав традиционного праздничного стола.

Чехи в вербное воскресенье освящали зелёные ветки ( чеш. ratolest ). Считалось, что такие ветки имели обладали магической силой в течение всего года. Это могли быть ветки ивы, липы, ясеня, калины, тиса, ели, ореха, и иных деревьев. Их обычно связывали по нескольку штук так, что их длина достигала 3—10 метров. После освящения в костёле эти ветки несли прежде всего в хлев и осеняли ими скот, чтобы он был здоров. Затем ветки вносили в дом и ставили на почётное место в красный угол. Несколько веток втыкали в крышу дома, засовывали за потолок в доме и хлеву. Словаки их клали под порог жилища для защиты от бури, огня, болезней .

Битьё вербой

Битьё вербовой веткой в Вербное воскресенье распространено у восточных и частично южных славян, поляков и чехов. Битьё совершается обычно утром, после освящения вербы, у церкви или у дома и, как правило, с приговором :

  • рус. Верба красна, бей до слёз, будь здоров! (саратов.);
  • укр. Не я б'ю, верба б'є / За тиждень — Великдень; / Будь великий, як верба, / А здоровий, як вода, / А богатий, як земля (Чернигов.);
  • белор. Вярба б'е — не я б'ю; / За тыдзень — Вялікдзень. / Хвора у лес, на верас, / А здароўе у косці. / Будзь здароў, як вада, а расці, як вярба .

Чаще всего взрослые били ребятишек, «чтобы росли и были здоровы». С этой же целью повсюду хлестали скот; в Белоруссии скот, как и людей, и пчелиные ульи, били трижды, а затем шли в огород и на озимое поле и там, после трёхкратного битья земли, втыкали ветку вербы в землю; наконец, шли хлестать вербой могилы своих близких .

В Белоруссии в Гродненской губернии в начале XIX века привозили в церковь для освящения большую вербу с корнями, после службы обламывали ветки и разносили их по домам. В Польше, в Мазовии молодёжь стегала друг друга вербовыми прутьями — «пальмами» ( palmowata się ), приговаривая: «Palma bije nie ja bije / Wielki Dzień za tydzień» [Пальма бьёт, не я бью. Пасха через неделю]; в некоторых сёлах стегали только девушки парней. В Чехии в Вербное воскресенье после мессы, наоборот, парни хлестали ветками орешника своих девушек, «чтобы были проворными и бойкими». В то же утро Вербное воскресенье у кашубов хозяин шёл к соседу и бил его слегка веткой вербы с пушистыми почками (kotkami), повторяя в рифму: «Wierzba bije, jô nie biję,. / Za tidzeń, Wielgi dzeń, / za noce trzë i trzë są Jastrë» [Верба бьёт, я не бью. Через неделю Пасха — Великий день, через три и три ночи Пасхальная ночь]. Сербы в Славонии (около г. Осиека ) после обедни хлестали друг друга вербой, повторяя: «Раст' ко врба!» [Расти, как верба], а в Банате в Вербное воскресенье сербы били вербой лошадей и детей, «чтобы росли, как верба» .

Проглатывание вербных почек

Серёжки вербы ( Ива козья )

Проглатывание вербных почек в Вербное воскресенье было известно на Украине, где дети съедали почки, «чтобы горло не болело» ( укр. щоб горло не боліло ), в Белоруссии, где это делали ещё в церкви при раздаче вербовых веток, и в России (например, в Ярославской губернии ), где их запекали в хлебцы и скармливали скоту. В Костромской губернии в Вербное воскресенье пекли печенье барашки в виде вербовых почек, а накануне, в Лазареву субботу, пекли лесенки . В Полесье , на Пинщине , в Вербное воскресенье при выходе из церкви каждый съедал девять вербовых почек-свечек, «чтобы не болели зубы и не было лихорадки» .

Отнесение веток на кладбище

Отнесение освящённых веток на кладбище к покойникам-родителям совершалось в Вербное воскресенье в Белоруссии, где веткой вербы трижды хлестали по могиле, в польском Поморье , у кашубов, на Западной Украине ( Львовщина ), в Словакии ( Новоград и Гонт ), в Хорватии ( Синь и Лика ), где кизиловую ветку, увитую плющом, втыкали около могильного креста, «чтобы в домашнем хозяйстве всё спорилось и преуспевало — шло в гору», и в Болгарии ( Добруджа ), где вербовые прутики втыкали в могилы всех родственников. У болгар-капанцев (с.-вост. Болгария) в Вербное воскресенье женщины шли на рассвете на кладбище с веточками вербы, кадильницами, ладаном, водой и кукурузной соломой; кадили на могиле, втыкали в неё вербу и жгли огонь (ср. Греть покойников ) .

Поговорки и приметы

  • Без вербы — не весна .
  • Святой Лазарь за вербой лазил .
  • Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд .
  • Выгоняют в первый раз скот в поле вербою с вербного воскресенья .
  • польск. Pogoda w Kwietna Niedzielę wróży urodzajów wiele (На Вербной погода — урожай будет обильным) .

См. также

Примечания

  1. , с. 337.
  2. , с. 94.
  3. , с. 109.
  4. , с. 28.
  5. , с. 337.
  6. , с. 309.
  7. .
  8. , с. 56.
  9. , с. 336—337.
  10. , с. 76.
  11. , с. 228.
  12. , с. 630.
  13. , с. 160.
  14. , с. 135.
  15. , с. 630.
  16. .
  17. , с. 136.
  18. , с. 333.
  19. , с. 132.
  20. , с. 94.
  21. Типикон , гл. 49, «В субботу святаго и праведнаго Лазаря», «В субботу ваий вечера».
  22. , с. 230.
  23. , с. 669.
  24. , с. 69.
  25. , с. 46.

Литература

  • Белицкий Я. М., Глезер Г. Н. О чём поведала открытка. — Связь, 1978. — 104 с.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Грацианская Н. Н. Чехи и словаки // Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы (Конец XIX — начало XX в.): Весенние праздники. — М. : Наука , 1977. — С. 221—237. — 356 с.
  • Грушко Е., Медведев Ю. . — Русский купец, 1996. — ISBN 9785882040474 .
  • Ермолов А. С. . — СПб. : Типография А. С. Суворина, 1901. — Т. 1. Всенародный меяцеслов. — 691 с.
  • Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн. : Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. ISBN 978-985-471-335-9 .
  • Квилинкова Е. Н. . — Кишинёв: Институт археологии и этнографии Академии наук Республики Молдова, 2001.
  • Ляховская Л. П. Календарь славянской жизни и трапезы. — М. : МСП, 1999. — 464 с. — ISBN 5-7578-0066-6 -1.
  • Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: На каждый день и для каждого дома. — СПб. : Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408 .
  • Петровић П. Ж. Цвети // (сербохорв.) . — Београд: Нолит, 1970. — С. 309—310. — 317 с. — (Библиотека Синтезе).
  • Рабинович М. Г. / Н. А. Синдаловский. — М. : Наука, 1978. — 327 с.
  • / Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. — М. : Наука, 1999. — 725 с. — ISBN 5-88590-309-3 .
  • Русские имена: Народный календарь / Сост. А. А. Угрюмов. — Архангельск, Вологда: Вологодское отделение Северо-Западного книжного издательства, 1993.
  • Рыженков Г. Д. Народный месяцеслов: Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде. — М. : Современник, 1991. — 129 с. — ISBN 5-270-01376-2 .
  • Санкт-Петербург: энциклопедия / Н. А. Синдаловский. — СПб. : Норинт, 2008. — 687 с. — ISBN 978-5-7711-0205-4 .
  • / Гл. ред. В. Б. Крысько. — Выпуск № 11: Не — Нятый. — М. : Наука, 1986. — 456 с. — ( Институт русского языка РАН ).
  • Вербное воскресенье / Толстой H. И. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 336—338. — ISBN 5-7133-0704-2 .
  • (укр.) // . — Київський національний університет імені Тараса Шевченка / Т. Кухаронак. — К. : Унісерв, 2008. — С. 54—60 .
  • Традиционные обряды и обрядовый фольклор русских Поволжья / Сост. Г. Г. Шаповалова, Л. С. Лаврентьева; Ред. Б. Н. Путилов. — Л. : Ленинградское отделение издательства « Наука », 1985. — 342 с.
  • / Сост.: Л. И. Брудная, З. М. Гуревич, О. Л. Дмитриева. — СПб. : Респект, 1996. от 2 апреля 2015 на Wayback Machine
  • Скуратівський В. Т. Дідух (укр.) . — К. : Освіта , 1995. — 272 с. — ISBN 5-330-02487-0 .
  • Яндова Я. и др. . Folklorní sdružení české republiky . Дата обращения: 12 ноября 2022. Архивировано из 18 октября 2012 года.

Ссылки

  • от 24 сентября 2015 на Wayback Machine // Российский этнографический музей
  • от 24 сентября 2015 на Wayback Machine // Российский этнографический музей
  • от 23 сентября 2011 на Wayback Machine // Антропологический форум. — 2011. — № 14.
Источник —

Same as Вербная неделя в славянской традиции