Interested Article - Покров день

Икона Божией Матери, называемая «Покровительница». XIX в.
Марка Украины « Вінниччина . Покрова». 2002

Покро́в день ( Покро́в, Покрова́ ) — день в народном календаре восточных славян , приходящийся на 1 (14) октября .

В народной традиции этот день отмечал встречу осени с зимой, начало вечерних девичьих посиделок и осеннего свадебного сезона. Название праздника народная этимология связывает с первым снегом, который покрывал землю, указывая на близость зимних холодов . Примерно с этих дней начинали топить в избах на юге России и на Украине, скот больше не выгоняли на пастбище, завершали все полевые и огородные работы . В Заонежье с Покрова наступала крестьянская зима, начинались молодёжные зимние « беседы » .

Другие названия

рус. Первое зазимье , Засидки, День Романа Сладкопевца , Праздник урожая (старообр.), Покровá Богородицы, Покровá, Покров-Батюшка , Покровенье ; белор. Трэцяя Прачыстая, Пакровы , укр. Покрова, День зустрічі зими ; серб. Покровица ; польск. Św. Pokrowy .

Традиции

В этот день Пресвятой Богородице молятся о замужестве; Роману Сладкопевцу — о просвещении разума, научении духовной грамоте и о помощи в трудном учении; перед Ка́сперовской иконой Божией Матери молились при расслаблении, припадках, сумасшествии; перед — при бедах, невзгодах, а также о возвращении пленных .

Праздник установлен Русской православной церковью в память о видении св. Андрею Юродивому во Влахернском храме Константинополя Пресвятой Богородицы , распростершей над осаждённым городом и народом своё головное покрывало . В народном осмыслении церковный праздник Покров Пресвятой Богородицы предстаёт далеко оторванным от христианской легенды. Народ создал свою легенду о «страдающей Богородице», которой в одной из деревень отказали в ночлеге, за что жители были наказаны пророком Ильёй . Пожалевшая людей Богородица спасла их, развернув покров над деревней, после чего они стали добрыми и гостеприимными .

На Руси праздник Покрова издавна связывали с началом зимы и посвящали ему поговорки: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима». Именно в этот день крестьяне начинали конопатить избы, ведь, по народной примете, снег на Покров — предвестник снежной и холодной зимы. День Покрова совпадал с полным окончанием полевых работ и серьёзной подготовкой к зиме .

В крестьянском быту само слово «покров» отделилось от церковной легенды и стало восприниматься по связи с обычаем покрывания женщиной головы после выхода замуж. Вероятно бытовое толкование слова «покров» было связано с тем, что с этого дня наступала пора заключения браков .

Девушки, желающие поскорее выйти замуж, в этот день рано утром в церкви ставили свечу и приговаривали: «Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком». Накануне самого праздника девушки рядились в поношенную одежду — костюмы стариков и старух, а на сам праздник наряжались «по-хорошему», ходили по родным в гости. Девушек вознаграждали куриными яйцами [ страница не указана 2688 дней ] .

На Покров девушки просили Богородицу о замужестве и приговаривали: «Покров пресвятая Богородица! Покрой мою победную головку жемчужным кокошником , золотым подзатыльничком! Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком! Бел снег землю покрывает, не меня ли, молоду, замуж снаряжает». Или иначе: «Ты, Покров-Богородица, покрой меня, девушку, пеленой своей — идти на чужую сторону! Введенье Мать-Богородица, введи меня на чужую сторонушку! Сретенье Мать-Богородица, встреть меня на чужой сторонушке!» . Иногда обращались и к Параскеве Пятнице : «Батюшка Покров, мою голову покрой, матушка Пятница Параскева, покрой меня поскорее» .

На праздник Покрова девицы, желающие выйти замуж, обращались с мольбою об этом к Параскеве Пятнице : «Батюшка Покров, мою голову покрой, матушка Пятница Параскева, покрой меня поскорее»; «Матушка Параскева Пятница, покрой меня (или: пошли женишка) поскорея!». «Мать-Покров! покрой землю снежком, меня молоду платком (или: женишком)». «Свята Пакрова, пакрый зямельку лісточкам, а галоўку — вяночкам» (белорус.). Связь дней Параскевы Пятницы и Покрова как времени предугадывания и заклятия брака, подчёркивается тем, что в эти дни девушки также гадают о своей будущей жизни . У девушек существовало поверье: которая из них раньше поставит в этот день свечку, та раньше и замуж выйдет, поэтому они встают рано утром и бегут в церковь ставить свечку празднику .

Начинались регулярные девичьи посиделки: «Зазимье пришло — засидки привело» . У татар Среднего Урала Покров ( Бакырау ) открывал период молодёжных вечерних посиделок ( кичтəн утыру ) после окончания полевых работ. Посиделки в сам праздник включали приготовление варёной курицы и пельменей ( бельмен ) с капустой, а также игры, хороводы и танцы . У юго-западных удмуртов к Покрову ( Пукро ) нередко было приурочено осеннее ряженье ( пӧртмаськон, шыр сюан «мышиная свадьба») после окончания полевых работ. Группы ряженой молодёжи обходили дворы всей деревни с песнями (нередко включавшими эротические метафоры) и шуточными играми .

Накануне Покрова молодые деревенские женщины сжигали в овине свои старые соломенные постели. Этим охраняются молодухи от «призора недоброго глаза». Старухи сжигали в это же самое время изношенные за лето лапти , думая исполнением этого «прибавить себе ходу на зиму». Ребятишек обливали перед Покровом водою сквозь решето , на пороге хаты. Это делалось в предохранение от зимней простуды .

По народному счёту времени Покров и Казанская — это сезонные вехи: Покров — зазимки, Казанская — первозимье, начало санного пути. Вплоть до начала XX века в нижегородско-самарском Поволжье бытовало сказание о том, что каждый год в назимние октябрьские дни — «от Покрова до Казанской» — Богородица ходит по земле с собором святых праведников, проверяя, весь ли урожай «сдвинулся» с полей в закрома .

С Покровом, также как и с Воздвиженьем , связывались поверья об уходе животных на зиму: «На Покрову скрываются все гады — ужи и все» ( полес. На Покрову прикриваюцца ўси гадости — ужи и ўси ). Жители Волыни считали, что на Покров змеи, во главе с главным ужом, влезают на лещину , чтобы в последний раз перед зимовкой взглянуть на небо. В восточной Польше ( Подляшье ) считали, что с этого дня барсуки уходят в норы. Русскими в Покров день совершались последние обряды похорон, или изгнания мух .

По народным поверьям, с Покрова переставали «бродить и колобродить по лесам лешие . При расставании со своей свободой, лешие ломают деревья, вырывают с корнями кусты, разгоняют зверьё по норам, а затем и сами проваливаются сквозь землю до самой весны. В канун Покрова лешие целый день воют, стараясь перекричать ветер; и ни мужик, и ни баба, ни ребята малые не подойдут в этот день к лесу — из боязни, чтобы лесной хозяин не натешился над ними напоследок». «Леший — не свой брат, переломает косточки не хуже медведя!» .

«Существовало поверье, что домовой уносит весь хлеб у того, кто молотит в этот праздник. В деревнях, где на этот день варят пиво, крестьяне ставят ведерко пива в гумно и оставляют его там несколько дней» .

Поговорки и приметы

  • Между Покрова и Родительской субботы зима не становится .
  • Покров — не лето, а Благовещенье — не зима .
  • Покров не лето, а Сретенье не зима .
  • Пришла Покровка — не дала молока коровка ( белор. Прыйшла Пакроўка — не дала малака кароўка ) .
  • Если на Покров будет полная осенняя грязь, зима встанет через четыре седьмины .
  • Спереди Покров, сзади Рождество

См. также

Примечания

  1. , с. 127.
  2. , с. 128.
  3. , с. 127, 128.
  4. .
  5. , с. 426.
  6. , с. 272.
  7. , с. 95.
  8. , с. 15.
  9. . Дата обращения: 19 ноября 2016. 30 августа 2016 года.
  10. Баранова О. Г. от 7 декабря 2018 на Wayback Machine // РЭМ
  11. , с. 500.
  12. , с. 40.
  13. .
  14. , с. 427.
  15. , с. 504.
  16. , с. 41.
  17. , с. 273.
  18. , с. 30.
  19. Кучевасова С. Н. Празднование Покрова в календарной обрядности татар (Нижнесергинский район Свердловской области) // от 28 октября 2021 на Wayback Machine С. 184—195.
  20. Чуракова Р. А. от 24 октября 2021 на Wayback Machine С. 13-14.
  21. , с. 431.
  22. , с. 132.
  23. , с. 615.
  24. , с. 331.
  25. , с. 36.
  26. .
  27. .
  28. , с. 591.
  29. , с. 32.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Покров день