Сан-Марко-1
- 1 year ago
- 0
- 0
« Благовещение » ( итал. Annunciazione , букв. «Благая весть» или «Благовещение») — фреска Фра Беато Анджелико в монастыре Сан-Марко , одна из многих работ художника на эту тему .
Художник работал над фреской в 1450 году , после возвращения из Рима , а значит, на шесть лет позже создания остальных фресок монастыря.
Монастырь Сан-Марко , в котором расположена фреска, был основан на месте, где в XII веке располагался монастырь ордена монахов- валломброзианов . В 1418 году они были изгнаны, а уже в 1436 монастырь стал местом служения доминиканского ордена . Через год правитель Флоренции — Козимо Медичи — приказал архитектору Микелоццо ди Бартоломео провести реконструкцию старого монастыря. Перестройка дала новую жизнь старому полуразрушенному монастырю.
Фра Беато Анджелико было поручено взять шествие над созданием целого ряда фресок в 40 кельях, в коридорах и других помещениях восстановленного монастыря, и эта работа была проведена в период 1439 — 1444 . За год до окончания работы монастырь был освящён в присутствии Папы Евгения IV
Фреска «Благовещение» располагается на стене северного коридора напротив входной лестницы, идущей на первый этаж. По своему стилю исполнения она напоминает бестелесность фигур благовещения в келье 3 и богатство Алтаря Сан-Марко. Под сводами, между колоннами коринфского ордера , расположены две фигуры — Марии и архангела Гавриила .
Если рассмотреть данную фреску, то можно сопоставить элементы окружения фрески с элементами окружения монастыря Сан-Марко, которые являются схожими по цвету, форме, ордеру колонн. Данный приём мог использоваться для создания медитативных свойств во время службы монахов доминиканского ордена. Возвращаясь к пространству, следует отметить, что фреска раскрывается исключительно в рамках монастыря Сан-Марко (расположение фрески перед лестницей не является случайностью). Если разобраться и посмотреть на неё с расстояния, находясь внизу лестницы, то всё находящееся на самой фреске обманным образом превращается в нормальное [ прояснить ] .
Перспектива в целом неоднозначна, слева плоское изображение забора, леса, травы, но справа намеки на объём присутствуют (моделировка колонн, объёмные крылья архангела Гавриила, работа с тенями). Создавая объём тенями, он обходит фигуру архангела Гавриила, показывая, что Богородица , имеющая тень — настоящая и находится в мире земном, а Гавриил — нет. Если взглянуть на нимбы , то они имеют традиционную плоскую форму, что, например, не найти уже у современника Мазаччо ; скорее всего, это обуславливается тем, что Фра Беато Анджелико не хочет следовать современным тенденциями XV века. Разделение фигур колоннами тоже может быть далеко не случайным явлением и может означать, что художник ещё не отходит от иконной техники изображения.
Сад, закрытый плотным забором на левой части фрески, судя по другим работам художника, может означать Эдем . По словам Азовцева, художник изобразил апельсиновый сад, который располагался там во времена реставрационных работ, и указывает на связь с гербом Медичи.
Что касается цветных крыльев Архангела Гавриила , то существует версия, что этот образ был позаимствован у древнегреческой богини Ириды , которая приносила на крыльях благую весть.
Интересен тот факт, что Мария изображена без привычных нам атрибутов (лилия, стоящая рядом, молитвенник в руках), возможно данная фреска предназначалась для братьев-монахов, а не для прихожан. Тогда из этого можно сделать вывод, что, возможно, опытные монахи не нуждались в таких элементарных обозначениях.