Interested Article - Респонсорий

Респонсо́рий ( позднелат. responsorium , от лат. respondere отвечать) – текстомузыкальная форма (на основе респонсорного пения) и литургический жанр в католическом оффиции . Текстовую основу респонсориев составляет Священное Писание (главным образом, Псалтирь ) или его парафразы.

Краткая характеристика

Различают большой респонсорий ( лат. responsorium prolixum букв. «протяжённый респонсорий») и краткий респонсорий ( лат. responsorium breve). В большом респонсории чередуется хоровой (ансамблевый) рефрен ( лат. responsum - ответ, отсюда название) и исполнение солистом (украшенного богатыми мелизмами ) псалмового стиха (верса) в особом, так называемом респонсорном тоне . После реформ Второго Ватиканского собора , приведших к упрощению богослужения и переводу богослужебных текстов на современные (главным образом, новоевропейские) языки, технически сложные большие респонсории можно услышать в концертных программах и в аудиозаписях аутентистов . Краткой респонсорий — небольшого размера, в простой силлабике в обеих своих частях; после краткого респонсория обычно поётся формульный версикул .

Респонсории Страстной утрени

В эпоху позднего Возрождения (после Тридентского собора ) и в эпоху барокко особую популярность получили многоголосные распевы больших респонсориев Великого Четверга , Великой Пятницы , Великой Субботы . Такие респонсории составляли главное украшение совмещавшей утреню и лауды службы, которая метафорически обозначалась как T e nebrae ( букв. "сумерки", в связи с особенностями отправления культа — гашение свечей, пение в сумерках, рассматриваются также другие коннотации). Многоголосные респонсории (с оглядкой на заранее данный голос < cantus prius factus >, а также и свободное сочинённые) написали Джезуальдо , Лассо , Палестрина , К. де Моралес , Т.Л. де Виктория , Марк-Антуан Шарпантье , Франсуа Куперен и другие композиторы.

Наиболее известные большие респонсории (по обиходной певческой книге «Liber usualis», до реформ Второго Ватиканского собора):

Респонсории Великого Четверга

  1. In monte Oliveti oravit ad Patrem // На горе Елеонской Он молил отца
  2. Tristis est anima mea usque ad mortem // Душа моя скорбит смертельно
  3. Ecce vidimus eum // Вот мы видели Его
  4. Amicus meus osculi me tradidit signo // Друг мой зна́ком поцелуя предал меня
  5. Judas mercator pessimus // Иуда, купец презреннейший
  6. Unus ex discipulis meis // Один из учеников моих
  7. Eram quasi agnus innocens // Я был как агнец невинный
  8. Una hora non potuistis vigilare mecum // Один час не могли вы бодрствовать со мной
  9. Seniores populi consilium fecerunt // Старейшины народа составили замысел

Респонсории Великой Пятницы

  1. Omnes amici mei dereliquerunt me // Все друзья мои оставили меня
  2. Velum templi scissum est // Завеса в храме раздралась
  3. Vinea mea electa // Виноградник мой отборный
  4. Tamquam ad latronem existis // Как будто на разбойника вышли вы
  5. Tenebrae factae sunt // Тьма случилась
  6. Animam meam dilectam tradidi in manus iniquorum // Любовь души моей предал я в руки врагов
  7. Tradiderunt me in manus impiorum // Предали меня в руки нечестивых
  8. Jesum tradidit impius // Предал Иисуса нечестивый
  9. Caligaverunt oculi mei a fletu meo // Помрачились глаза мои от плача моего

Респонсории Великой Субботы

  1. Sicut ovis ad occisionem ductus est // Как овца, веден был на заклание
  2. Jerusalem surge // Восстань, Иерусалим!
  3. Plange quasi virgo, plebs mea // Плачь яко дева, народ мой!
  4. Recessit Pastor noster // Отошёл Пастырь наш
  5. O vos omnes qui transitis per viam // О все вы, проходящие путём
  6. Ecce quomodo moritur justus // Вот, когда умирает праведник
  7. Astiterunt reges terrae // Восстают цари земли
  8. Aestimatus sum cum descendentibus in lacum // Я сравнялся с нисходящими в могилу
  9. Sepulto Domino // Когда Господь был погребён

См. также Григорианский хорал , Респонсорное пение , Tenebrae

См. также

  • Антифон — церковное пение, исходно в исполнении двух попеременно поющих хоров.

Примечания

  1. Лебедев С. Н. Респонсорий // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2020): [ от 10 июня 2021 на Wayback Machine ]]. Дата обращения: 24.07.2021.
  2. В совокупности эти три кульминационных дня Страстной Недели у католиков позднее получили название Пасхальное триденствие (triduum, букв. триднев).

Нотные издания

  • Liber responsorialis pro festis I. classis et communi sanctorum juxta ritum monasticum. Solesmis, 1895 (важнейший сборник дореформенных григорианских респонсориев).
  • Liber usualis. Tournai, 1950.

Литература

  • Responsory // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London, New York, 2001.
  • Москва Ю. Оффиций // Григорианский хорал. Учебное пособие. Москва: НИЦ "Московская консерватория", 2008.
  • Лебедев С. Н. Респонсорий // Большая российская энциклопедия . Т. 28. М., 2015, с. 418.

Ссылки

Источник —

Same as Респонсорий