Тасманийский дьявол
- 1 year ago
- 0
- 0
Дья́вол (устар. диавол , церк.-слав. дїа́волъ ← др.-греч. «клеветник» ) — религиозно-мифологический персонаж: верховный демон зла ; властелин ада ; подстрекатель людей к совершению греха , персонифицированное абсолютное зло. Типичной формой конкретного представления является змей или дракон , ящерица и другие гады . Другие формы воплощения — летучая мышь , пёс , свинья , козёл , обезьяна ; причём им придаются некоторые человеческие черты .
В иудаизме и христианстве также известен как Сатана , Люцифер , Вельзевул , Мефистофель , Воланд ; в исламе — Иблис . В славянской традиции младше дьявола — чёрт и ему подчиняются бесы ; в английском и немецком языке бес — синоним дьявола , в исламе младшие дьяволы называются шайтаны .
Современное русское слово дьявол происходит от церковнославянского дїаволъ и, в свою очередь, представляет собою заимствование латинского diabolus . Латинский же термин произошёл от греческого διάβολος ( diábolos , «клеветник») , от διαβάλλειν ( diabállein , «клеветать»), от διά diá , («поперёк, сквозь») и βάλλειν ( bállein , «швырять»), что, вероятно, сродни санскритскому gurate («он поднимает») .
В современном иудаизме понятие дьявола, то есть персонифицированного зла, отсутствует. Религиозные тексты не показывают связи между змеем, искусившим Еву в райском саду согласно Книге Бытия , и «сатаной», упоминаемым в Летописи и Книге Иова . Библейское слово ha-satan (השָׂטָן) означает «противник», — это имя нарицательное , означающее противных людей или обстоятельства , но также и служащего Богу ангела -обвинителя .
В хасидизме ha-satan соответствует Baal Davar .
В Книге Премудрости Соломона , относящейся ко второканоническим , дьявол называется одним из тех, кто принёс в мир смерть . Во Второй книге Еноха [ уточнить ] упоминается ангел Сатанаэль [ привести цитату? 1603 дня ] , князь ангелов-наблюдателей григори , которого изгнали с небес и который различает добро и зло . Сходный текст имеется в Первой книге Еноха , но князь ангелов в ней носит имя Семиаза [ страница не указана 1602 дня ] . Мастема из Книги Юбилеев также часто отождествляется [ кем? ] с дьяволом [ источник не указан 1602 дня ] .
В христианстве дьявол наиболее известен под именем Сатаны .
Современные формы христианства рассматривают дьявола как ангела, восставшего против Бога . Ему приписывается ненависть к человечеству и вообще созданиям Божьим, противостояние Богу, распространение лжи и хаоса в людских душах. Другие христианские течения считают дьявола воплощением людских пороков и страстей .
В библейских текстах дьявола называют «драконом», «древним змием» , Сатаной, «князем этого мира» .
В Евангелии дьявол предлагает Иисусу : «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её» . Но Иисус отвергает все искушения.
В позднем Средневековье «Сатана» и « Люцифер » становятся равнозначными понятиями . Это произошло вследствие аллегорического объяснения стиха 14:12 у Исайи , которое под сравнением вавилонского царя с утренней звездой люцифером трактует сатану , хотя в новозаветных текстах Христос самого себя именует «утренней звездой», а Византийская церковная поэзия уподобляет деву Марию «звезде, являющей солнце» .
В исламе с дьяволом отождествляется Иблис — джинн , созданный Аллахом из огня, в отличие от ангелов, созданных из света. Когда Аллах потребовал от Иблиса пасть ниц перед Адамом , джинн ослушался и был изгнан с небес .
Иблис поклялся мстить людям, вселяя в них неверие. В суфизме рассматривается иная интерпретация поступка Иблиса, когда он не стал поклоняться Адаму : так Иблис продемонстрировал свою приверженность Аллаху, не поклоняясь никому иному даже вопреки требованию Аллаха. По этой концепции Иблис является воплощением совершенной любви к Богу и будет прощён после Судного дня . Однако в обоих интерпретациях Иблис искушает грешников с соизволения Единого Бога, что радикально отличает его от христианского Дьявола и зороастрийского Ангра-Манью , действующих по своей собственной злой воле [ источник не указан 1602 дня ] .
В некоторых преданиях [ какие? ] говорится, что Иблиса звали Азазель , которого Книга Еноха (2:6,7) и Талмуд [ страница не указана 1602 дня ] называют предводителем падших ангелов, изгнанных с небес за любовные связи с земными женщинами [ источник не указан 1602 дня ] .
Младшие дьяволы и бесы в исламе называются шайтаны .
Индуизм не выделяет отдельной злой сущности. Все божества могут творить зло, будучи одержимы « гуной невежества ». Наиболее близким к понятию дьявола является демон Раху . Тем не менее, в одном из течений индуизма, айявари , существует олицетворение зла в виде бога ( англ. ), с которым борется Вишну [ источник не указан 1637 дней ] .
В буддизме дьяволу соответствует демон-искуситель Мара .
В древнейших зороастрийских текстах понятие дьявола не встречается. Ахура Мазда , единственное верховное божество, создаёт «истину», законы бытия, а «ложь» появляется как их нарушение, а не действие некоего противника. Спента-Манью («Святой дух», «Благое мышление») и Ангра-Манью («Злой дух», «Злое мышление») одинаково являются созданиями Ахура-Мазды («Господа Премудрого»). Их различие заключается в том, что они, обладая свободой воли, по-разному относятся к Ахура Мазде и его творениям. «Дьявол» зороастризма Ангра-Манью использует эту свободу против Ахура Мазды (подобно дьяволу в христианстве), создавая в мире и сознании человека все разрушительные, лживые, вредные антиподы благих творений Ахура Мазды, например, ядовитых змей и экстремально холодные температуры.
В то же время Ахура Мазда не является равным противником Ангра Манью. Изначальный вселенский закон «Аша» не имеет противоположности, но может быть искажён по злой воле. «Друдж» — это антитеза «Аши», буквально: ложь, разрушение, деградация, насилие, грабёж.
В ходе дальнейшего развития в зороастризме эпохи Сасанидов и родственных ему религиозных и религиозно-философских учениях ( зерванизм , манихейство , маздакизм ) произошло наделение Ангра-Манью отдельным от Ахура-Мазды онтологическим статусом второго мирового начала наряду с Ахура-Маздой. В зерванизме и манихействе и Ахурамазда, и Анхра-Майнью произошли от одного безначально существовавшего верховного бога Зервана . Точнее говоря, в зерванизме добрый бог и злой дьявол оказались равно творениями безразличного и безначального Зервана, олицетворявшего бесконечное пространство-время. Как и в зороастризме, конечная победа всё равно должна быть на стороне доброго бога. Тем не менее, радикальный религиозный дуализм не смог утвердиться и отрицается в современном зороастризме.
Течения Нью-Эйдж , отталкиваясь от христианства, сохранили восприятие дьявола как олицетворения зла или, по крайней мере, символа людских пороков , но в целом отказались от этой концепции и отрицают существование дьявола [ источник не указан 1602 дня ] .
Среди большинства язычников Древнего Рима подобная концепция распространения не имела .
В неоязычестве встречаются визуальные образы, сходные с тем, как изображают дьявола в христианской традиции — в виде рогатого существа, однако отождествляют его с дьяволом сами христиане .
В пантеоне славянских богов злые силы представлены несколькими духами, единого бога зла нет. После прихода христианства у славян синонимом слова дьявол становится слово бес , которым с XI века на Руси христиане начали собирательно обзывать все языческие божества. Выделяется младший дьявол — чёрт , которому подчиняются бесы . Словом бес переводилось в Библии греч. δαίμον ( демон ) , однако, в английской и немецкой Библии оно переводилось словом дьявол ( англ. devil , нем. teufel ) , и является иноязычным синонимом беса поныне .
В фольклоре Молдавии и Румынии , особенно сказках, песнях и дойнах , дьявол — «начальник чертячий» — нередко выступает под именем Скараоский ( молд. и рум. Scaraoțchi ) . В южнославянских языках слово scara означало решётку для жарения (ср. совр. болг. скара — гриль).
Сатанизм и схожие религии рассматривают дьявола как верховного бога. При этом образ и мифология , как правило, заимствована из христианства. В Церкви Сатаны дьявол рассматривается как первичное состояние человечества, а существование сверхсуществ: и Бога, и дьявола — отрицается .
Название «дьявол» дано двум видам животных: тасманийскому сумчатому дьяволу ( Sarcophilus harrisii ), виду млекопитающих из отряда сумчатых, и скату манте , которого ещё называют морской дьявол. Кроме того, латинское diabolus — «дьявол» и diabolicus — «дьявольский» используются в научных названиях некоторых родов и видов животных и растений, например:
и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её;
|
В другом языковом разделе
есть более полная статья
(англ.)
.
|