Interested Article - Сефер йецира
- 2020-10-11
- 1
« Сéфер йеци́ра » ( ивр. ספר יצירה — «свиток (книга) творения») — один из основополагающих текстов каббалы , авторство которого традиционно приписывают Аврааму , произведение, оказавшее особое влияние на становление ряда основополагающих каббалистических доктрин и еврейского мистицизма .
Другие названия
- «Книга Авраама»
- «Книга созидания»
- «Книга творения»
- «Правила сотворения» ( хилхóт йеци́ра )
Время создания
Согласно распространённой версии, тот ивритоязычный текст, который мы сегодня имеем, был написан около 300 года. Наиболее раннее свидетельство о существовании Сефер йецира в письменном виде относится к 120 году, предположительно оно было записано Рабби Акивой . Арье Каплан, написавший глубокий комментарий к Сефер йецира, утверждал, что первые комментарии на эту книгу были написаны в X веке, а сам текст скорее всего датируется VI веком. Перевод на латынь был сделан Гийомом Постелем в 1552 году и опубликован в Париже .
Самое раннее упоминание «Сефер йецира» — в сочинении «Барайта ди-Шмуэль» (конец VIII века) и в стихах Елеазара га-Калира (около VI века). Учение о сфирот и система языка, являясь одними из центральных произведений еврейской эзотерической космогонической традиции, обнаруживают влияние неопифагореизма и стоицизма .
Содержание
Трактат состоит из шести глав, дошёл до нас в четырёх основных версиях: «краткой», «пространной», «каббалистической» (ГРА-версия, изданная Виленским гаоном ) и версии Саадии гаона ; в наиболее пространной редакции его объём 2,5 тысячи слов. В этом кратком сочинении, представляющем собой комментарий к первой книге Бытия, содержится учение о сотворении мира, времени и души человека посредством 22-х букв еврейского алфавита и десяти скрытых «путей» (сверх-идей, божественных мыслей, неотъемлемых составляющих самой сути Бога) сфирот .
В первой главе рассказывается о сфирот, а в остальных пяти — о значении отдельных букв в процессе творения. Далее в тексте рассматриваются 22 буквы еврейского алфавита в их связи с творением. Комбинации «основных букв» содержат в себе корни всех вещей, а также противоположность между добром и злом ( онег ве-нега ). Буквы разделяются на три группы:
- три матери (2—3 главы — ש ; א ;מ — мем , алеф , шин ) — ими были созданы воздух, вода и огонь в мире; три состояния в мире — жара, холод и успокоение, а также в душе мужчины и женщины — голова, живот, тело.
- семь двойных (4 глава — ב ,ג ,ד ,כ ,פ ,ר ,ת — тав , реш , пе , каф , далет , гимель , бет ) — семь планет Солнечной системы, семь дней творения. Например, бет — Сатурн , гимель — Юпитер , далет — Марс , каф — Солнце , пе — Венера , реш — Меркурий , тав — Луна .
- 12 простых (5 глава — ה ,ו ,ז ,ח ,ט ,י ,ל ,נ ,ס ,ע ,צ ,ק, — куф , цади , эйн , самех , нун , ламед , йод , тет , хет , заин , вав , хе ) — 12 созвездий зодиака, 12 месяцев. Например, хе — Овен , вав — Телец , заин — Близнецы , хет — Рак , тет — Лев , йод — Дева , ламед — Весы , нун — Скорпион , самех — Стрелец , айн — Козерог , цади — Водолей , куф — Рыбы . [ источник не указан 1510 дней ]
Комментарии
Исследователями выделяется следующая классификация комментариев к Сефер Йецира:
-
Философские комментарии
- Авторами наиболее известных философских комментариев были Саадия Гаон (882—942), (X век), Шабтай Донноло (913—982), Йехуда ха-Леви интерпретирует Сефер йецира в одной из глав « Кузари »
-
Каббалистические
- Написаны в соответствии с учением о сфирот, появившемся в конце XII — начале XIII веков. Комментарий Исаака Слепого , рассматривающего сфирот как сущности, берущие своё начало в безднах Эйн соф и объясняющего всё многообразие мира на основе комбинаций букв еврейского алфавита, стал первым систематическим изложением нового учения
- Магические
-
Написанные христианскими каббалистами
- Родоначальником христианской каббалы считается Пико делла Мирандола , изучавший каббалистические комментарии к Сефер йецира и использовавший их в своих «Каббалистических тезисах» и других сочинениях
Русские переводы
- Краткая версия
- под редакцией Н. А. Перферковича , 1910
- И. Р. Тантлевского , 1996 , переиздана в 2002 и 2005
- М. С. Лайтман , 2001
- Бурмистрова Е., Энделя М., 2002
- , П. Шаповала, 2009
- Каббалистическая версия
- , 2007
- без указания переводчика, 2014
- перевод, 2019 (pdf)
Примечания
- Дата обращения: 9 февраля 2011. 21 июня 2021 года.
- . Дата обращения: 24 мая 2015. Архивировано из 4 марта 2016 года.
- ↑ у Танталевского — «Книга Авраама», называемая «Книгой Созидания». / Пер. с иврита, предисл. и коммент. И. Р. Тантлевского. — СПб. : Издательский дом СПбГУ , 2007. — 161 с. — (Серия «Библеистика и иудаика»). — ISBN 5-288-04243-8 , ISBN 978-5-288-04243-0 , ББК 86.33 К53
- ↑ // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- ↑ — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- (недоступная ссылка)
- Сефер йецира (Книга Творения) в издании Папюс , Талмуд. Каббала или Наука о Боге, Вселенной и человеке. С доп., подстроч. пер. «Сефер Йециры», сдел. ред. с евр. подлинника. / Пер. с франц. А. В. Трояновского, под ред. ориенталиста и переводчика Талмуда Н. А. Переферковича. — СПб. : Издательство В. Л. Богушевского, 1910. — С. 337—352. — [4], IV, 272 с., [1] л.
- Сефер йецира (Книга созидания) в издании Книги Еноха. / Пер. с др.-евр., арам. И. Р. Тантлевский. Рец. М. Шнейдер. — М. —Иерусалим: Гешарим/Мосты культуры, 2000/5760. — С. 285—289. — 375 с., [4] л. — («Bibliotheca Judaica»; «Памятники литературы»; «Библиотека Флавиана»). — ISBN 5-93273-025-0 , ISBN 978-5-93273-025-6 , от 6 октября 2012 на Wayback Machine
- Сефер йецира (Книга Созидания) (Пер. И. Р. Тантлевского ) (1996)) в издании Книги Еноха. Сефер Йецира — Книга Созидания. / Пер. с др.-евр., арам. И. Р. Тантлевский. — репринт. — М. : Мосты культуры / Гешарим, 2002/5763. — С. 285—289. — 376 с. — («Bibliotheca Judaica»). — ISBN 5-93273-103-6 от 1 апреля 2022 на Wayback Machine
- от 6 октября 2012 на Wayback Machine (Пер. И. Р. Тантлевского ) (1996)) в издании Книги иудейских мудрецов / [пер. с иврита, вступ. ст., коммент. И. Тантлевского]. — СПб. : Издательство СПбГУ; Амфора. ТИД Амфора, 2005. — 231 с. — («Александрийская библиотека»). — ISBN 5-94278-925-8
- Сефер Ецира — Книга Создания. на сайте от 21 февраля 2021 на Wayback Machine . — 1 февраля 2001
- СЕФЕР ЙЕЦИРА. в издании: (по рукописи в НИОР РГБ (Ф. 14. Ед. хр. 676. С. 46—52) (сер. XIX века)) в статье Бурмистров Е., Эндель М. «СЕФЕР ЙЕЦИРА» в еврейской и христианской традиции. // Judaica Rossica. Выпуск.2. / Под. ред. Леонида Кациса. — М. : РГГУ, 2002. — 306 с. — ISBN 5-7281-0565-3
- от 20 июля 2019 на Wayback Machine . на сайте: Lib.ru: «Современная литература». — 17 февраля 2009
- Сефер Йецира. в издании: от 8 марта 2016 на Wayback Machine в издании Нечипуренко В. Н. , Еврейская философия и каббала. Сефер Йецира. 32 пути Мудрости. Объяснение 10 сефирот рабби Азриэля из Жероны (новые переводы с древнееврейского) : научное издание / Южный фед. ун-т. — Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2007. — С. 404—441. — 507 с. — ISBN 5-9275-0267-9 , от 29 марта 2014 на Wayback Machine
- Сефер Йецира — Книга Творения. в: от 5 марта 2016 на Wayback Machine (Пер. проекта «Менора» Центра Изучения Духовного Наследия и Развития Сознания). — Февраль 2014
Литература
- Нечипуренко В. Н. Еврейская философия и каббала: Сефер Йецира; 32 пути Мудрости; Объяснение десяти сефирот рабби Азриэля из Жероны (новые переводы с древнееврейского). — Ростов н/Д: Изд-во Юж. федер. ун-та, 2007. (Еврейский текст Сефер Йецира (ГРА-версия), перевод, предисловие и комментарий. С.404-441)
На иностранных языках
- Donnolo, «Hochmoni» (circa 954), introduction to and commentary of "«Sefer Yizirah», reprinted in «Sever Yizirah», ed. Solomon Luria, Warsaw, 1884, published by Yizchak Goldman
- Rav Saadia Gaon’s Commentary of Sefer Yizirah (circa 931). Arabic-Jewish text translated (1972) by Rav David Kapach. An update of Lambert’s French-Arabic edition of 1891
- Dunash Ben Tamin’s commentary of Sefer Yizirah (circa 955) in an anonymous late eleventh century translation from Arabic published by Menashe Grossberg, London, 1902
- Sharf, A., The Universe of Shabbetai Donnolo, NY., 1976
- Wolfson, E., «The theosophy of Shabbetai Donnolo, with special emphasis on the doctrine of Sefirot in his Sefer Hakhmoni», The Frank Talmage Memorial Volume, Jewish History, Vol.6. Now.1-2, 1992:281-316
Ссылки
- 2020-10-11
- 1