Interested Article - Михайлов день

Миха́йлов день — день народного календаря славян , православные славяне отмечают 8 (21) ноября , тогда как славяне-католики празднуют Михайлов день 29 сентября . Название дня происходит от имени Архангела Михаила .

«Михайлов день — весёлый и сытный праздник, поскольку хлеба пока много, выручены деньги за коноплю и овёс, да и работы основные закончены» . Во многих славянских традициях день связывался с началом зимы .

Другие названия

рус. Михаил , День Михаила-архангела, Архистратиг Михаил , Михаил Грязник , Михайловские оттепели, Михайловские грязи ; белор. Міхайла, Міхаіл, Міхайла Архайла, Міхайла Рахайла, Міхайлаў дзень , Міхаіл Страхадзёр ; укр. Міхайло ; болг. Архангеловден, Арангеловден, Рангеловден, Св. Рангел, Събор на св. архангел Михаил, ; макед. Събор на св. архангел Михаил, Свети Рангила ; серб. Аранђеловдан .

Обычаи

У народов, исповедующих православие , с этим днём не связано никаких особых обычаев, хотя к нему приурочены общественные и семейные праздники, связанные с культом предков и рода. В Полесье отмечали Михайлов день «от грома»: не рубили топором, не резали ножом, не ткали, чтобы Михаил не обиделся. В Белоруссии архангела почитали как управителя природных стихий: грома и ветров. Соблюдали запреты на работу, поскольку считали Михаила злым (он «крыши рвёт»), а в Слуцком районе в этот день ожидали шквального ветра, который срывает стрехи. Основную направленность этого праздника у южных славян определило поверье, согласно которому св. Михаил был одним из шести братьев-юнаков, разделивших между собой небо, землю и весь мир. Михаилу выпало управлять мёртвыми душами. Поэтому день его памяти праздновали «для лёгкой смерти» ( болг. заради умирачката ). В Сербии перед его иконой оставляли дары, чтобы избежать болезней и тяжёлой смерти. Считалось, что если св. Михаил встанет у изголовья умирающего, то тот выздоровеет, если у ног — умрёт (серб., болг.). Однако если святой стоит у изголовья, но в правой руке у него меч, а в левой — яблоко, смерть неизбежна (серб.) .

В этот день, по народному обычаю, ублажают дворового . Он считается младшим братом домового, но его стараются задобрить, чтобы он остался жить во дворе и не прислал вместо себя лихого. Для этого после произнесения специального заговора во дворе проводится дёгтем полоса, за которую дворового просят не выходить. Ставят ему ужин в хлеву. Кроме того, по обычаю, между Кузьминками и Михайловым днём справляли «куриные именины». Для того чтобы ублажить лихого, домового и дворового сразу, выбирали самого старого и худого петуха и ржавым тупым топором отсекали ему голову, принося в жертву «мелким бесам» .

В иных местах просили домового за скотиной присматривать и оставляли ему ужин в хлеву .

В Полесье с этим днём связан один из календарных поминальных праздников — Михайловские деды (четверг, пятница, суббота перед Михайловым днём), для которых готовили кутью , канун, борщ , кисель и другие кушанья .

В Свислочском районе Гродненской области Белоруссии считали, что на «Михайла Архайла» медведи идут в спячку .

Кое-где с этого дня начиналась куделица — время, когда женщины, девушки, девочки готовили кудель — очищенное от костры волокно льна или конопли, приготовленное для прядения .

Поговорки и приметы

  • С Михайлова дня зима стоит, земля мёрзнет .
  • Со дня Михаила Архангела зима морозы куёт .
  • С Архистратига Михаила скот загоняют на зимний корм .
  • Если Михайло в снегу, то и Пасха в снегу, а нет — то и нет ( белор. Калі Міхайла ў снягу, то і Пасха ў снягу, а як не — дык і не ) .
  • Не мудрено, что пиво сварено, а мудрено, что не выпито .
  • Михайло — всем святкам запихайло ( белор. Міхайло — усім святком запіхайло ) .

См. также

Примечания

  1. , с. 217.
  2. , с. 406.
  3. , с. 257.
  4. , с. 405.
  5. , с. 529.
  6. , с. 154.
  7. , с. 73.
  8. , с. 206.
  9. от 20 ноября 2016 на Wayback Machine // от 26 апреля 2021 на Wayback Machine
  10. , с. 255.
  11. , с. 470.
  12. , с. 39.
  13. , с. 256.
  14. , с. 37.
  15. , с. 619.
  16. , с. 468.
  17. , с. 595.

Литература

  • Михаил св. / Валенцова М. М., Узенёва Е. С. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 254–257. — ISBN 5-7133-1207-0 .
  • Ермолов А. С. . — СПб. : Типография А.С.Суворина, 1901. — Т. 2. Всенародный меяцеслов. — 528 с.
  • Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн. : Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. ISBN 978-985-471-335-9 .
  • Кашуба, М. С. Народы Югославии // . — М. : Наука , 1978. — С. 200—222. — 296 с.
  • Коринфский А. А. // . — М. : Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 468—474.
  • Будни и праздники старой России: старобытовой календарь. — Л. : Гос. музей истории религии, 1990. — 106 с.
  • Некрылова А. Ф. Круглый год. — М. : Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6 .
  • Погодой год припоминается: русский народный земледельческий календарь / Б. Ховратович. — Красноярск: Красноярское книжное изд-во, 1994. — 206 с. — ISBN 5-7479-0447-7 .
  • Пропп В. Я. . — СПб. : Терра — Азбука, 1995. — 176 с. — ISBN 5-300-00114-7 .
  • Рожнова П. Обереги Полины // Наука и религия. — М. , 1992. — № 1 . — С. 32—35, 39 . — ISSN .
  • / Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. — М. : Наука, 1999. — 725 с. — ISBN 5-88590-309-3 .
  • Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М. : Индрик, 2005. — 600 с. — ( Традиционная духовная культура славян . Современные исследования). — ISBN 5-85759-300-X .
  • Васілевіч Ул. А. (белор.) // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн. , 1992. — С. 554—612 . 11 мая 2012 года. (белор.)
  • Ващенко В. С. З історії та географії діалектних слів: Матеріали до вивчення лексики говорів середньої та нижньої Наддніпрянщини. — Харків, 1962. — 174 с. (укр.)
  • Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар. — Мн. : Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2 . (белор.)

Ссылки

  • (publiclibrary.ru)
  • (days.pravoslavie.ru)
Источник —

Same as Михайлов день