Сретенье (в славянской традиции)
- 1 year ago
- 0
- 0
Страстна́я неде́ля — следующая после Вербной , седьмая последняя неделя Великого поста , продолжительностью шесть дней; она начинается в понедельник и завершается в субботу, предшествующую пасхальному воскресенью . Согласно религиозным канонам все дни недели богослужения погружают верующих в события последних дней жизни Христа .
В славянской традиции в течение всей недели шла подготовка к главному празднику: мыли столы, скамейки, лавки, окна, двери. Белили печь, а то и стены. Выскабливали, вымывали пол, вытряхивали половики, перемывали посуду. С четверга до субботы шло приготовление у печи и во дворе: хозяйки пекли пасхальные куличи, красили яйца, запекали мясо; мужчины ставили качели, заготавливали дрова на время праздника и другое. Селяне старались быть немногословными. Как и в течение всего поста, избегали громкого уличного пения, не было уличных игр и хороводов. По поверьям болгар , за соблюдением традиций следили самовилы . Согласно славянским поверьям, перед Пасхой или после неё предки возвращаются на землю, где пребывают в течение некоторого времени .
рус. Красная неделя, Червоная, Страстная седмица , Святая неделя , Страшна́я неделя ; укр. Білий тиждень, Чистий тиждень ; полес. Русальна недзеля ; словацк. Kvetná nedeľa ; чеш. Pašijový tyden .
У славян-католиков (хорватов, словенцев, чехов и словаков) Страстная суббота также называется bijela subota, biela sobota .
Начинается неделя подготовки к встрече святого Воскресения . В этот день мыли и белили хаты, чистили скотину . Тот, кто в Чистый понедельник искренне постится (не ест и не пьёт целый день), будет, как говорили на Витебщине, успешно находить летом птичьи гнёзда. Гомельские полещуки избегали держать в доме в этот понедельник и вторник что-либо нечистое (из продуктов), чтобы на людей и говяду (скотину) не напала порча . Крестьяне говорили про этот день: «С великого понедельника до Великого Дня целая неделя, по горло бабам дела!» .
На Херсонщине на «Жиловий понеділок» совершаются большие поминки по предкам — «Мертвецький Великдень» .
Во вторник последней недели великого поста в селениях Тульской губернии сбирают из закромов семена льняные и конопляные вместе, толкут их в ступке и потом с водою приготовляют из них соченое молоко. Все это делается утром, до рассвета. Таким молоком на рассвете поят всех домашних животных, в предосторожность от будущих болезней. Здесь главное условие: мужчины не должны знать сего дела, а иначе оно будет без пользы. По замечаниям старушек известно, если животное не пьёт сочёного молока, то в нём нельзя ожидать никакого прока; оно бывает тогда уже или больным, или очарованным [ страница не указана 2688 дней ] .
В страстную среду обливают скотину снеговой водой .
В Белоруссии накануне Чистого четверга клали под крышу хлеб, соль и мыло. С тем хлебом на Юрия выгоняли скот из хлева, соль в дальнейшем использовали как средство от сглаза, а мылом назавтра до восхода солнца мылись в бане, чтобы быть чистыми (здоровыми) целый год. Если вынесенный хлеб за ночь замерзал, предполагали, что и яровые вымерзнут .
Чистый четверг, в зависимости от региона, называли: Белый, Страстной (рус.), «Навський Великдень» (укр.), Деревесный четверг (белорус.), Жильник (белорус.)
До восхода солнца («пока ворóна своих детей не выкупала») вся семья должна искупаться, чтобы весь год не приставали болезни и недуги, а днём убирали воду, вывешивали сушить зимнюю одежду. Из воспоминаний воронежской крестьянки: «Чистый четверг — это купание. Вставали утром рано, до зари, до восхода солнца. Бабушка кипятила воду с чередой, будила меня рано, до восхода солнца, и начинала с мытья головы. Она мне голову вымыла — „Отче наш“ раз прочитала; она меня по пояс вымыла — „Отче наш“ второй раз прочитала; и третий раз она читает „Отче наш“, когда она мне вымыла ножки и всё, что ниже пояса. Трижды она читала „Отче наш“, заканчивала: „Пошли, Господи, здоровья мне и моему ребёнку“. Потом мылась сама. Вот эту воду она не выливала, она отдавала её козам пить. Козы пили её с удовольствием. Все мылись до восхода солнца. Чистый четверг не праздновали. Четверг, пятница, суббота почитались как строгие дни. Все были дома, в селе было тихо. Ночи были тёмные, жуткие». Купались, стирались, всё мыли-перемывали. Забивали поросёнка тоже до солнца, его сало считалось целебным .
«В Великий четверток порану солому палят и кличют мертвых».
— Стоглав , 1863, 41 гл., вопр. 26
В некоторых местах в этот день возжигали новый, молодой, « живой огонь » взамен старого, изжившего себя и потерявшего силу. Для этого обычно приносили домой с вечернего богослужения горящую свечу, от которой зажигали лампады и огонь в печи . Иногда для добывания огня применялся весьма архаичный обряд — его вытирали женатые мужчины при помощи деревянных палки и плашки . Огню, добытому в Великий четверг, приписывалась большая магическая сила. Та же магическая, целительная и защитная сила приписывалась и испечённому в этот день хлебу , и особо приготовленной соли . Многие ритуалы Великого четверга были связаны с «магией первого дня» и нацелены на удачу в личной жизни, хорошие урожаи, благополучие скота, защиту дома и крестьянского двора от злых сил и т. д.
Четверговую соль готовили со среды на четверг или утром в Чистый четверг . Крупную смоченную соль смешивали с квасной гущей или мякишем ржаного хлеба, вымоченным в воде, завязывали в тряпочку или клали в старый берестяной лапоть , и ставили в печи на самый жар или закапывали в пепел, и плотно закрывали створку на три-четыре часа. Либо соль перекаливали на сковороде. После чего толкли в ступе, всё это время (и при прокаливании, и при истолчении) читая молитвы. Затем соль освящали в алтаре . Чёрный цвет соли — это искусственный цвет, в который поваренная соль окрашивается при запекании. «Четверговую соль» весь год хранили на божнице за иконами . Во время пасхальной трапезы «четверговой солью» солили освящённые яйца, которыми разговлялись после заутрени . Соль принимали внутрь при различных недугах, делали натирание её раствором. Заболевшей скотине давали посоленный ею хлеб либо разводили щепотку соли в поилке. Соль зашивали в ладанку и носили на груди рядом с нательным крестиком , брали с собой, когда отправляясь в дальнюю дорогу либо на войну. Щепотку соли, завёрнутую в узелок, клали за пазуху, когда в первый раз выгоняли скотину в стадо .
На Киевщине, Подолье и Левобережье «чистый четверг» — Навский Великдень ( навь , др.рус. — покойник, потусторонний мир). По старым поверьям Бог трижды в год выпускает души умерших из «потустороннего мира»: первый раз в «чистый четверг», второй раз — когда цветёт жито (вероятно на Семик ), и третий раз — на Спас . Сохранились мифологические рассказы о выходе мёртвых в Страстной четверг в севернорусских и русинских (у лемков ) материалах [ страница не указана 2688 дней ] [ страница не указана 2688 дней ] .
На Украине и в Белоруссии считают, что на Навский Великдень покойники проводят своё богослужение и каются в грехах. В этот день они не боятся ни креста, ни молитвы, а как увидят живого человека, то стараются задушить. Для того, чтобы покойники не задушили, необходимо обливаться водой: «мертвецы боятся мокрого» [ страница не указана 2688 дней ] (также см. Поливальный понедельник ).
На русско-белорусском пограничье, на востоке Белоруссии и на западно-русских территориях в Страстной четверг жгут большие общесельские костры .
Страстная пятница ( белор. Вялікая пятніца, Жильника ; серб. Велики петак ; польск. Wielki Piątek ; чеш. Velký pátek ; словацк. Veľký piatok ; хорв. Veliki petak ) — самый скорбный день в церковном календаре: в пятницу перед Пасхой распяли Иисуса Христа.
Посеянный на Великую пятницу хлеб, как считали на Витебщине, не боится ни ветра, ни дождя, ни града. На Полесье же говорили, что если в Великую пятницу сеять горох — он очень хорошо уродит .
О пятнице на Страстной неделе говорили: «Кто сию пятницу постится, тот человек от неприятелей и разбойников сохранён будет» [ страница не указана 2688 дней ] .
Чехи и словаки старались умыться или искупаться в речной воде до рассвета в Великую пятницу. Считалось, что это принесёт здоровье. Хозяйки несли к воде кухонную утварь и сельскохозяйственные орудия, купали и скот. Верили, что в этот день вода превращается в вино .
Страстна́я суббота ( рус. Красильная суббота , белор. Чырвоная субота, Вялікдзень валачобны , укр. Великодня субота , серб. Врбица ; чеш. Bílá sobota ; словацк. Biela sobota ; польск. Wielka Sobota ) — канун Пасхи.
В Белоруссии накануне Пасхи жгли костры . На Великую субботу ещё в XX веке в некоторых деревнях Белоруссии сохранялся обряд: 12 девушек, одев белые рубашки, брали соху и с молитвою проводили ею борозду вокруг села — этим хотели как бы отгородиться от всего лихого на целый год .
На западе Полесья, в Польше, Словении запрет спать во время всенощной мотивировался угрозой неурожая: верили, что у хозяина, заснувшего/лежащего в пасхальную ночь, полягут рожь, пшеница и лен, поля зарастут сорняками и так далее . Чехи в Страстную субботу ( чеш. Bílá sobota ) воду святили и кропили ею дом, хозяйственные постройки и двор, чтобы предохранить своё имущество от злых сил .
В Никитин день ( 3 [16] апреля ), а иногда на Страстной неделе, в некоторых местах рыбаки приносили в жертву водяному лошадь. Для угощения «дедушки» покупалась целой рыболовной артелью в складчину старая, отслужившая свои службы кляча, — покупалась «без торгу», за первую спрошенную цену. Трое суток откармливалась лошадь конопляным жмыхом и хлебом. Затем, в последний вечер намазывали ей голову солёным мёдом и украшали гриву мелкими красными ленточками. Перед самым «угощением» спутывали лошади ноги верёвками и вешали ей на шею жёрнов. В полночь лошадь вели к реке. Если лёд сошёл, то садились в лодки и тянули за собой лошадь на середину реки; если же лёд ещё не сошёл, прорубали прорубь и сталкивали в неё «подарок дедушке». После того, как лошадь утонула, старший среди рыбаков выливал в воду масло, приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье. Люби да жалуй нашу семью!». Плохой приметой было, если лошадь долго не тонула — «речной воевода не жалует угощения» .
Считалось, что водяной всю зиму лежит на речном дне и спит глубоким сном. К весне он — изрядно наголодавшийся за зимнюю спячку — просыпается, начинает ломать лёд и до смерти мучит рыбу: назло рыболовам. Вот потому-то они и стараются умилостивить угощением гневливого речного воеводу. После этого он делается покладистей-сговорчивее и сам начинает стеречь рыбу, переманивать «на княжеский хлеб» крупных рыб из других рек, спасает рыбаков на водах во время бурь и распутывает им невода [ страница не указана 2688 дней ] .