Обряд (значения)
- 1 year ago
- 0
- 0
Маронитский обряд — один из восточных литургических обрядов , используемый в богослужении Маронитской католической церкви . Вместе с западно-сирийским обрядом принадлежит к западно-сирийской группе антиохийской литургической традиции.
Маронитский обряд восходит к древней богослужебной практике Антиохийской и Эдесской церквей. Исторический язык богослужения — сирийский . В настоящее время используется два литургических языка — арабский и сирийский . В период своего становления испытал сильное влияние иерусалимского богослужения, а также восточно-сирийского обряда . С 1215 года для евхаристии используется пресный хлеб. С XVI века в маронитский обряд проникли некоторые латинские черты, в настоящее время проводится постепенная реформа богослужения, направленная на очищение литургического обряда от излишних латинских заимствований.
В литургических облачениях прослеживаются как сирийские (как правило, сходные с византийскими), так и римские черты. Облачение священника составляют амикт , надеваемый поверх альбы , епитрахиль , поручи и фелонь . Епископская митра имеет латинскую форму. Патриарх , кроме прочего, носит омофор и тёмно-синий тюрбан.
На престоле маронитского храма находится таблит — деревянная или каменная плита, выполняющая те же функции, что и византийский антиминс . Звездица вытеснена латинской паллой, но покровцы и воздух аналогичны византийским; существуют специальные сосуды для омовения рук и евхаристической чаши.
В настоящее время в Маронитской церкви используется 6 анафор, все кроме анафоры «Шарар» имеют типично западно-сирийскую структуру. Анафора Шарар («Утверди»), она же анафора 12 апостолов, схожа с восточно-сирийской анафорой Фаддея и Мария . Существовавшее ранее большое разнообразие в вариантах установительных слов в настоящее время полностью ликвидировано и во всех анафорах используются установительные слова литургии 12 апостолов.
Структура всех западно-сирийских анафор имеет тип PSAEJ, где P- префация , S- Sanctus , A- анамнесис , E— эпиклеза , J— интерцессия .
Суточный круг состоит из семи канонических часов :
Чинопоследования всех таинств Маронитской церкви, кроме исповеди и евхаристии, имеют структуру, близкую к византийской . Чин исповеди полностью заимствован из римского обряда.
Литургический год начинается в первое воскресенье ноября и делится на 6 периодов:
Великий пост длится 7 недель, начинается в понедельник, как в византийском обряде , но в первый день поста проводится заимствованный из латинской пепельной среды обряд возложения пепла. Праздники Благовещения , Посещения и Рождества Иоанна Крестителя празднуются в маронитском обряде в определённые воскресенья предрождественского периода. Даты подвижных праздников определяются по западной пасхалии , неподвижных — по григорианскому календарю .