Interested Article - Моралес, Луис де

Луис де Мора́лес ( исп. Luis de Morales , 1509 (?), Бадахос (?) — 9 мая 1586 , Бадахос ) — испанский художник XVI века, яркий представитель испанского маньеризма .

Биография

Известия о происхождении и начале жизни Луиса де Моралеса крайне ненадёжны. Антонио Паломино , испанский биограф XVIII века, оставил о нём очень краткие сведения , но и они подвергаются сомнению современными историками. Большинство, следуя Паломино, указывают его местом рождения Бадахос , город в Эстремадуре на границе с Португалией , хотя Хусепе Мартинес считал, что Моралес был родом из Севильи . Точное время рождения художника тоже неизвестно, обычно считают, что он появился на свет между 1509 и 1520 годами .

Богоматерь с иволгой. 1546. Холст (переведена с дерева), масло, 210 × 158 см, Церковь св. Августина, Мадрид

Документов о его обучении не сохранилось. Известно, что в его семье были художники, а Паломино упоминает учёбу в Севилье у фламандца Педро де Кампанья . И действительно, специалисты находят в его стиле отпечаток фламандского влияния. С другой стороны, пристрастие Моралеса к сфумато и приёмам заставили некоторых историков предположить посещение им Италии примерно в 1540 году. Другие, отвергая эту гипотезу, считают, что он мог познакомиться с творчеством леонардесков и в Испании .

Моралес редко подписывал и датировал свои работы. Поэтому его самая ранняя датированная работа «Богородица с иволгой» ( исп. La Virgen del Pajarito ) относится к 1546 году, когда художник был уже зрелым мастером, пользующимся широкой известностью .

В 1549 году Луис де Моралес женился на Элеоноре де Чавес, племяннице главы Бадахоса. От этого брака родились три дочери и два сына — Херонимо и Кристобаль, которые со временем стали помогать отцу в его мастерской. В следующее десятилетие стиль Моралеса оформился и завоевал признание местной элиты, а его заказчиками и покровителями были, среди прочих, сменявшие друг друга епископы, возглавлявшие епархию Бадахоса .

Луис де Моралес. Портрет Хуана де Риберы. Около 1566 г. Дерево, масло, темпера. 52,3× 40 см, Прадо , Мадрид

В 1562 году епископом Бадахоса становится Хуан де Рибера — крупнейший деятель испанской контрреформации , будущий архиепископ и вице-король Валенсии . Сторонник католического обновления в духе Тридентского собора , идей Хуана де Авила и Луиса де Гранада , Рибера стал важнейшим заказчиком Моралеса в 1560-е годы и оказал большое влияние на его искусство .

Пьета. Около 1560. Музей Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо . Мадрид. Масло, дерево

Моралес работал почти всю жизнь в Бадахосе и редко покидал город за исключением редких поездок в Толедо , Эвору и Эскариал , где, по сообщению Паломино, выполнял заказы Филиппа II . Однако широкая известность его работ порождала большой спрос и заказы из самых разных мест. Для их выполнения Моралес основал большую мастерскую, в которой работало несколько помощников, включая двух его сыновей. Ученики создавали бесчисленные копии и подражания мастеру, которые не всегда легко отличить от оригиналов. Заказчики — прелаты, духовные братства, ордена, приходы, набожные миряне — приобретали множество картин, поскольку они отвечали распространённым вкусам и представлениям о сакральности, а также стандартам просвещённого благочестия, утвердившимися после Тридентского собора. Поскольку творчество художника было посвящено практически исключительно религиозной тематике, он заслужил прозвище «Божественный Моралес» ( исп. El divino Morales ) .

Богоматерь с Младенцем. 1570-е гг. Холст (переведена с дерева), масло, 71,5 × 52 см, Эрмитаж , Санкт-Петербург

Художник, уже старый и немощный, утративший остроту зрения и твердость руки, не мог работать последние пять или шесть лет жизни и скончался в своем доме в Бадахосе в 1586 году. Но ещё несколько лет из его мастерской продолжали выходить многочисленные копии и вариации его работ .

Памятник Луису де Моралесу был установлен в Бадахосе в 1925 году .

Творчество

Творческий путь Моралеса охватывает более полувека. Почти все это время он жил и работал в Бадахосе, но его произведения пользовались спросом по всему полуострову . Он создавал в основном небольшие алтарные картины и образы для индивидуального поклонения. Стиль Моралеса, сложившийся под явным влиянием нидерландской и итальянской живописи XV и начала XVI века, сочетающий изобразительную эффектность с сильным эмоциональным зарядом, оказался созвучен духовной атмосфере эпохи . Он, вероятно, казался современникам несколько архаичным . Акцент на теме страдания и доведенная до высшей степени одухотворенность его персонажей напоминали образы средневековья .

Завоевавшие популярность композиции «Мадонна с младенцем», « Пьета », «Христос, несущий крест», «Се Человек», образы святых многократно копировались и варьировались самим художником и его учениками. Несколько таких картин формировали многочастные алтари в основном в сельских приходах . С 1563 по 1568 год он вместе с учениками создал большой алтарь из 20 частей со сценами из жизни Христа для церкви Нуэстра Сеньора де ла Асунсьон в Арройо де ла Лус .

Изображая страдания Христа и горе Богоматери, Моралес использовал для усиления воздействия на зрителя маньеристические приёмы — вытягивал пропорции фигур, застывших в напряженных позах, придавая и телам, и всему полотну холодный серовато-зелёный и голубой оттенок .


Галерея

Примечания

  1. (англ.) . Museo Nacional del Prado . Дата обращения: 8 августа 2023. 30 ноября 2022 года.
  2. Luis de Morales // — 2003.
  3. Luis de Morales // (нидерл.)
  4. (нидерл.)
  5. Luis de Morales // (англ.)
  6. Record #31849912, Record #130791135 // (мн.) — Даблин: OCLC , 2003.
  7. Record #31849912, Record #130791135 // (мн.) — Даблин: OCLC , 2003.
  8. (нидерл.)
  9. (англ.)
  10. Antonio Palomino de Castro y Velasco. . — Londres : Impresso por Henrique Woodfall, à costa de Claude Du Bosc & Guilliermo Darres, 1742. — 236 с. — P. 13—14.
  11. Alfonso Rodríguez G. de Ceballos. (исп.) . dbe.rah.es . Дата обращения: 5 августа 2023. 5 августа 2023 года.
  12. (англ.) . www.britannica.com . Дата обращения: 5 августа 2023. 5 августа 2023 года.
  13. Каптерева Т. П. Искусство Испании // Всеобщая история искусств. Искусство эпохи Возрождения / Под общей редакцией Ю.Д. Колпинского и Е.И. Ротенберга. — М. : Искусство , 1962. — Т. 3.
  14. Gabriele Finaldi. Morales, Luis de // . — New York: Grove, 1996. — Т. 22. — С. 72—73. — 954 с. — ISBN 978-1-884446-00-9 , 978-0-19-517068-9.
  15. . Parroquia San Agustín (исп.) . из оригинала 2 августа 2023 . Дата обращения: 8 августа 2023 .
  16. Калугина Е. О. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. — 2014. — № 1 . — С. 80–96 . — ISSN . 26 марта 2020 года.
  17. Alfonso Rodríguez G. de Ceballos. (исп.) . Museo Nacional del Prado . Дата обращения: 8 августа 2023. 10 декабря 2022 года.
  18. (англ.) . Museo Nacional del Prado . Дата обращения: 8 августа 2023. 12 февраля 2023 года.
  19. Калугина Е. О. // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). — 2013. — № 3 (28) . — С. 198–202 . — ISSN . 6 августа 2023 года.
  20. (исп.) . Real Academia de Bellas Artes de San Fernando . Дата обращения: 8 августа 2023. 10 августа 2023 года.
  21. . Государственный Эрмитаж . Дата обращения: 8 августа 2023. 10 августа 2023 года.
  22. . badajozcity.es . Дата обращения: 6 августа 2023. 6 августа 2023 года.
  23. (исп.) . El Museu Nacional d’Art de Catalunya (2016). Дата обращения: 8 августа 2023. 6 августа 2023 года.
  24. Левина И. М. . — 2-е изд. — Москва: Искусство, 1966. — С. 77. — 266 с. — (Очерки истории и теории изобразительных искусств). 6 августа 2023 года.
  25. (англ.) . The Hispanic Society of America . Дата обращения: 8 августа 2023. 10 августа 2023 года.
  26. . Государственный Эрмитаж . Дата обращения: 8 августа 2023. 10 августа 2023 года.
  27. (исп.) . Catedral de Salamanca (1 сентября 2015). Дата обращения: 8 августа 2023. 10 августа 2023 года.
  28. (англ.) . Museo Nacional del Prado . Дата обращения: 8 августа 2023. 12 февраля 2023 года.
  29. . sammlungonline.kunstmuseumbasel.ch . Дата обращения: 8 августа 2023.
  30. . www.museosdeandalucia.es . Дата обращения: 8 августа 2023. 10 августа 2023 года.
  31. . Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина . Дата обращения: 8 августа 2023. 10 августа 2023 года.
  32. (англ.) . National Gallery of Ireland . Дата обращения: 8 августа 2023. 10 августа 2023 года.
  33. . collections.artsmia.org . Дата обращения: 8 августа 2023. 6 июня 2023 года.
  34. (англ.) . Museo Nacional del Prado . Дата обращения: 8 августа 2023. 12 февраля 2023 года.
  35. (англ.) . The Hispanic Society of America . Дата обращения: 8 августа 2023. 10 августа 2023 года.
  36. (англ.) . Museo Nacional del Prado . Дата обращения: 8 августа 2023. 29 ноября 2022 года.

Литература

  • Калугина Е. О. Луис де Моралес и Леонардо. Новые иконографические источники // Итальянский сборник. — СПб. , 2011. — № 6 . — С. 88–99 . — ISSN .
  • Калугина Е. О. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. — 2014. — № 1 . — С. 80–96 . — ISSN .
  • Калугина Е. О. // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). — 2013. — № 3 (28) . — С. 198–202 . — ISSN .
  • Covarsi, Adelardo: «Actuaciones de Luis de Morales en Portugal». Revista de Estudios Extremeños 1940, pp. 113—119.
  • Gaya Nuñio J.A. Luis de Morales. Madrid: Instituto Diego Velázquez, 1961
  • Juez Nieto A. Luis de Morales, El Divino: homenaje de admiración y amor a su vida y su obra. Badajoz: Diputación Proveincial de Badajoz, 2002
  • Solis Rodriguez C. Luis de Morales. Badajoz, 1999.

Ссылки


Источник —

Same as Моралес, Луис де