Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах
- 1 year ago
- 0
- 0
Квадрифолий ( лат. quadrifolium — «четырёхлистник») — храм крестово-купольного типа, четыре «ветви» которого завершаются полукружиями — апсидами . К квадратному внутреннему помещению примыкают четыре полуциркульные в плане апсиды, открывающиеся в пространство центрального зала алтарными нишами. В результате здание в плане приобретает вид «четырёхлистника». Греческое название — тетраконх («с четырьмя конхами»). Конхой называют полусферическое перекрытие алтарной части храма — апсиды .
Четырёхапсидные храмы относятся к центрическому типу. Как и октогоны или ротонды , они получили широкое распространение в восточном христианстве в архитектуре Византии, Персии, Сирии и Закавказья — Грузии и Армении в конце IV — начале V века.
Уникальным памятником такого рода является базилика Сан-Лоренцо-Маджоре в Милане , построенная византийским зодчим. Название « базилика » (храм удлинённого плана) закрепилось за раннехристианской постройкой и не соответствует внутреннему устройству храма. Церковь Святого Лаврентия, построенная в конце IV — начале V века, представляет собой в плане сложное сочетание четырёхлистника (подкупольного квадрата, окружённого четырьмя полукружиями капелл ), обходных галерей, октогона с куполом (надстроенным в 1573 году), атриума и малого октогона капеллы Сант-Аквилино. Четыре экседры открываются в интерьер квадратного в плане центрального зала алтарными нишами.
Схожий план имеют Королевская капелла в Ахене , мавзолей Теодориха в Равенне , церковь монастыря Перистер в Салониках (872) и многие другие раннехристианские и романские постройки на Западе и Востоке Европы.
К типу квадрифолия относятся постройки «звёздчатого» плана, получаемого с помощью «поворотного квадрата» (двух наложенных друг на друга квадратов, один из которых повёрнут на 45°). Такой план в числе других вариантов использовали итальянские архитекторы эпохи Высокого Возрождения , или римского классицизма начала XVI века . «Звёздчатый» план типа «поворотного квадрата» имеет Храм Василия Блаженного , или Покровский собор, на Красной площади в Москве , что косвенно свидетельствует о возможном участии на первом этапе строительства итальянских мастеров, работавших в то время в Московском Кремле (1555) .
К тому же роду памятников относятся: собор Петра митрополита Высоко-Петровского монастыря в Москве с «восьмилепестковым» планом и октогоном (надстроенном позднее) верхней части (1514—1517, итальянский архитектор Алевиз Новый ); Знаменская церковь в Перове (1690—1705), церковь Знамения в Дубровицах , её план представляет собой классический квадрифолий (1690—1703). Первый храм относят к эпохе «русского ренессанса», последние — к « русскому барокко » .