«
Тиме́й
» (
греч.
Τίμαιος
; сокр.
Plat. Tim.
) — один из важнейших трактатов
Платона
, посвящённый
космологии
,
физике
и
биологии
и написанный в форме
сократического диалога
около 360 года до н. э. В этом диалоге также излагаются сведения об
Атлантиде
(более подробное описание имеется в неоконченном диалоге «Критий»). Участники диалога:
Сократ
,
Тимей Локрийский
,
Критий
,
Гермократ
.
Этот диалог оказал значительное влияние на развитие
средневековой философии
, в том числе на идеи так называемой
Шартрской школы
, а также на философию
эпохи Возрождения
и, соответственно, на всю европейскую философию более позднего времени.
Композиция
Композиция диалога состоит из трёх неравных частей. В начале
Сократ
вкратце пересказывает концепцию идеального государства (
др.-греч.
πολιτεία
), сущность которого в том, что каждый человек выбирает профессию в соответствии с достоинствами своей души: землепашцы (
др.-греч.
γεωργοί
), стражи (
др.-греч.
φύλακες
) и философы.
Затем Критий рассказывает легенду об
Атлантиде
(25а) — большом острове за
Геркулесовыми столбами
), затонувшей 9 тысяч лет назад.
Большую часть диалога составляет речь астронома и пифагорейца Тимея, который начинает с различия «бытия» (
др.-греч.
ὄν
— 27d) на «не возникшее» и «возникающее». Возникающее необходимо имеет причину для своего появления, и здесь Тимей упоминает
Демиурга
(
др.-греч.
δημιουργός
— 28a), который производит вещи, глядя на их первообраз. Равным образом демиурга имеет и
космос
(
др.-греч.
κόσμος
— 29a) — прекраснейшее из возникшего. Космос же Тимей называет «живым существом» (
др.-греч.
ζῷον
— 30b), которое обладает как душой, так и умом. Космос возник благодаря божественному
Промыслу
(
др.-греч.
πρόνοια
— 30с).
Также в «Тимее» Платон размышляет о времени, которое он именует «вечным образом» (
др.-греч.
αἰώνιον εἰκόνα
— 37d). Затем он излагает версию греческой теогонии, как от
Урана
родился
Океан
, а от
Океана
Кронос
, а уже от Кроноса
Зевс
(41a). Платон рассматривает
эфир
(αἰθήρ) как «прозрачную разновидность воздуха» (58d).
С точки зрения теории познания «Тимей» важен началами скептического подхода. В этом диалоге Платон не раз указывает, что его рассуждения лишь вероятны, а не претендуют на истину. С его точки зрения материя — это не сущее, а некая неопределенность, лишь имеет возможность оформления, которое может быть воспринято человеком. Поэтому наше знание лишь вероятностно, а не абсолютно, а любое исследование должно идти в направлении наибольшей вероятности (Plato. Timaeus, 44d)
. Иллюстрацией к этому принципу может служить рассуждение о том, что один и тот же предмет в разных местах и разное время может восприниматься по-разному (там же, 48е-50а)
.
Примечания
-
Платон. Тимей / Собрание сочинений в 4-х томах, Т. III — М.: Мысль, 1990. — С. 447.
-
Платон. Тимей / Собрание сочинений в 4-х томах, Т. III — М.: Мысль, 1990. — С. 451—453.
Литература
-
Малеванский Г. В.
Музыкальная и астрономическая система Платона в связи с другими системами древности // Диалоги Платона «Тимей» и «Критий». — Киев, 1883. — С.1—36.
-
Григорьева Н. И.
Парадоксы платоновского «Тимея»: диалог и гимн // Поэтика древнегреческой литературы. — М.: Наука, 1981. — С.47—95.
-
Мочалова И. Н.
О двух онтологических моделях в диалоге Платона «Тимей» // Платоновские исследования. Выпуск I. — М.—СПб., 2014. — С. 55-78.
-
Плешков А. А.
Философия языка в диалоге Платона «Тимей» // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2015. — № 1 (Т. 2). — С. 7-19.
-
Cornford, Francis Macdonald
(1997) [1935]. Plato’s Cosmology: the Timaeus of Plato, Translated with a Running Commentary. Indianapolis: Hackett Publishing Company, Inc.
ISBN 0-87220-386-7
.
-
Martin, Thomas Henry
(1981) [1841]. Études sur le Timée de Platon. Paris: Librairie philosophique J. Vrin.
-
Sallis, John
(1999). Chorology: On Beginning in Plato’s «Timaeus». Bloomington: Indiana University Press.
ISBN 0-253-21308-8
.
-
Taylor, Alfred E.
(1928). A commentary on Plato’s Timaeus. Oxford: Clarendon.
-
Cleary J. J.
The mathematical cosmology of Plato’s Timaeus.
Synth. Philos.
, 5, 1990, p. 419—442.
-
Artmann B., Schefer L.
On Plato’s «Fairest Triangles» (Timaeus 54a).
Historia Mathamatica
, 20, 1993, p. 255—264.
-
Лосев А. Ф.
// Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 3 (Философское наследие, т. 117. РАН. Институт философии). — М.: Мысль, 1994. — С. 594—606.
-
K. Sarah-Jane Murray
, "From Plato to Lancelot: A Preface to Chretien de Troyes, " Syracuse University Press, 2008.
ISBN 0-8156-3160-X
Ссылки
-
Платон
. Собр. соч. в 4-х томах. Том 3. М.: «Мысль», 1994:
-
Перевод
С. С. Аверинцева
:
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|
|
|
|
Первая тетралогия:
|
Евтифрон
, или О благочестии
|
Апология Сократа
|
Критон
, или О должном
|
Федон
, или О душе
|
Вторая тетралогия:
|
Кратил
, или О правильности имён
|
Теэтет
, или О знании
|
Софист
, или О сущем
|
Политик
, или О царской власти
|
Третья тетралогия:
|
Парменид
, или Об идеях
|
Филеб
, или О наслаждении
|
Пир
, или О благе
|
Федр
, или О любви
|
Четвёртая тетралогия:
|
Алкивиад Первый
|
Алкивиад Второй
, или О молитве
|
Гиппарх
, или Сребролюбец
|
Соперники
, или О философии
|
Пятая тетралогия:
|
Феаг
, или О философии
|
Хармид
, или Об умеренности
|
Лахес
, или О мужестве
|
Лисид
, или О дружбе
|
Шестая тетралогия:
|
, или Спорщик
|
Протагор
, или Софисты
|
Горгий
, или О риторике
|
Менон
, или О добродетели
|
Седьмая тетралогия:
|
Гиппий больший
, или О прекрасном
|
Гиппий меньший
, или О должном
|
Ион
, или Об Илиаде
|
Менексен
, или Надгробное слово
|
Восьмая тетралогия:
|
Клитофонт
, или Вступление
|
Государство
, или О справедливости
|
, или О природе
|
Критий
, или Атлантида
|
Девятая тетралогия:
|
Минос
, или О законе
|
Законы
, или О законодательстве
|
—
Послезаконие
, или Ночной совет, или Философ
|
— Тринадцать
Писем
|
|
|