Interested Article - Экседра
- 2020-03-27
- 1
Эксе́дра ( греч. έξέδρα — место, сидение снаружи ) — полукруглая глубокая ниша , обычно завершаемая полу куполом ( конхой ). А также полукруглый в плане выступ, примыкающий к основному объёму здания и открытый в его интерьер — основное внутреннее помещение.
История
В Древней Греции экседры служили для приёма гостей и неторопливых бесед, в них имелись скамьи, расположенные полукругом. Экседры часто пристраивали симметрично, с обеих сторон внутреннего двора, окружённого колоннами ( перистиля ), либо по двум сторонам комнаты для гостей, и в этом случае всю комнату называли экседрой. В экседрах беседовали греческие риторы и философы. В отдельных случаях обрамлённую колоннами нишу на фасаде здания с культовой статуей также называют экседрой, но правильно — эдикула . Экседры также устраивали с выходом на улицу и в палестрах (закрытых дворах для гимнастических упражнений и состязаний) . В эллинистической архитектуре встречаются отдельно стоящие экседры с культовой или портретной статуей внутри. Их помещали вдоль священных дорог или на открытых пространствах в святилищах . Такие экседры имеются на острове Делос или в Эпидавре . Экседры размещали вблизи агоры , например, в Приене .
Экседры применяли в древнеримской архитектуре . Они были обязательной частью античных терм и дворцов. Так, богато украшенные экседры имелись в « Золотом доме » императора Нерона (64—68 гг. н. э.). В византийской и раннехристианской архитектуре Запада, в частности в куриях и базиликах , также использовали экседры, но они получали новое название — апсида .
В средневековой Италии похожие ниши с иконой или статуей Мадонны именовали анконами ( итал. ancona — священное изображение, икона) .
Экседры в архитектуре Нового времени
В садово-парковом искусстве экседрами в отдельных случаях называли парковые павильоны типа ротонды или полуротонды. В архитектуре классицизма и неоклассицизма экседры использовали в качестве ордерных элементов композиции здания, в частности ниш для размещения статуй .
Огромную монументальную экседру в 1562 году создал архитектор Пирро Лигорио в «Кортиле дель Бельведер» — внутреннем дворе Апостольского дворца в Ватикане . В экседре установили большую, почти четырёхметровую бронзовую шишку пинии (итал. pigna — сосновая шишка) — произведение поздней античности, вывезенное из императорского дворца в Константинополе. В Средние века «Фонтан пинии» (из шишки била вода) установили рядом с Пантеоном , позднее поставили на нынешнее место. По сторонам пинии симметрично разместили бронзовые изображения павлинов — копии тех, что украшали гробницу императора Адриана, ныне Замок Святого Ангела (oригинальные павлины находятся в Палаццо Нуово Капитолийского музея ). Эта причудливая композиция дала название двору Бельведера — «Двор Пинии» (Cortile della Pigna).
Форму экседры применяли архитекторы-неоклассицисты, особенно часто английские палладианцы ( Роберт Адам ); в России — Чарлз Камерон и Джакомо Кваренги . Примером может служить открытая экседра-полуротонда в Концертном зале в Царском Селе (1786). Экседра имеется в Павильонном зале здания Малого Эрмитажа в Санкт-Петербурге, устроена по проекту Андрея Ивановича Штакеншнейдера (1858). В неоклассической архитектуре начала ХХ в. экседры использовал Иван Александрович Фомин , в частности в Столовой дома князя С. С. Абамелек-Лазарева на Мойке в Петербурге (1912).
-
Экседра Памфилида, Акрополь Линдоса. VIII—VI вв. до н. э. Родос, Греция
-
Экседра в Линдосе вблизи акрополя
-
Раскопки экседры римской виллы IV в. н. э. Ла-Ольмеда, Паленсия. Испания
-
«Двор Пинии» (Cortile della Pigna). 1562. Апостольский дворец, Ватикан. Архитектор П. Лигорио
-
«Фонтан пинии» в экседре
-
Экседра в «Саду рококо Пейнсвика» (Painswick Rococo Garden). 1740-е гг. Глостершир, Великобритания
-
Круглый зал (Музыкальный павильон). Парк в Павловске. 1797—1799. Архитектор В. Бренна по проекту Ч. Камерона
-
Экседра (полуротонда) павильона Концертный зал в парке Царского Села. 1786. Архитектор Дж. Кваренги
-
Экседра Павильонного зала здания Малого Эрмитажа , Санкт-Петербург. 1858. Проект А. И. Штакеншнейдера
-
Конха экседры Павильонного зала
-
Открытая экседра с мезонином. Усадебный дом Е. В. Ксидо в г. Хмельник. 1911—1915. Архитектор И. А. Фомин
Примечания
- (нем.) . www.duden.de. Дата обращения: 30 июля 2019. 30 июля 2019 года.
- (англ.) . Lexico Dictionaries | English. Дата обращения: 30 июля 2019. Архивировано из 30 июля 2019 года.
- . www.littre.org. Дата обращения: 30 июля 2019. 11 июня 2021 года.
- Власов В. Г. Экседра // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. Х, 2010. — С. 646
- Экседра // Словарь античности = Lexikon der Antike / сост. Й. Ирмшер, Р. Йоне ; пер. с нем. В. И. Горбушин, Л. И. Грацианская, И. И. Ковалёва , О. Л. Левинская ; редкол.: В. И. Кузищин (отв. ред.), С. С. Аверинцев , Т. В. Васильева , М. Л. Гаспаров и др. — М. : Прогресс , 1989. — С. 649. — 704 с. — ISBN 5-01-001588-9 .
- Suzanne Freifrau von Thüngen, Die Freistehende Griechische Exedra (Mainz:Zabern) 1994. Reviewed by Christopher Ratté in American Journal of Archaeology .101 № 1 (January 1997:181-182).
- Pevsner N., Honour H., Fleming J. Lexikon der Weltarchitectur. München: Prestel, 1992. S. 188
- Власов В. Г. Экседра. — С. 646
- Михаловский И. Б. теория классических архитектурных форм. — М.: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1937. — С. 139—142
Литература
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1904. — Т. XL (79) : Шуйское — Электровозбудимость. — С. 277.
- Экседра // Чаган — Экс-ле-Бен. — М. : Советская энциклопедия, 1978. — ( Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 29).
Ссылки
- 2020-03-27
- 1