Аминта (сын Антиоха)
- 1 year ago
- 0
- 0
« Блудный сын » ( англ. The Prodigal Son ) — опера английского композитора Бенджамина Бриттена из его сборника «Притчи для исполнения в церкви», Ор. 81, 1968 год .
Опера сочинена в 1968 году после посещения СССР (на Рождество 1967 года, вместе с известным английским тенором и близким другом Питером Пирсом ), где в Ленинграде (во время экскурсии в Эрмитаж ) на композитора произвела большое впечатление картина Рембрандта « Возвращение блудного сына », под влиянием которой и написана опера (она посвящена Дмитрию Шостаковичу , но в СССР никогда не исполнялась и её премьера в России состоялась только летом 2013 года). На замысел этой оперы наложили отпечаток и бурные события самого 1968 года . В первую очередь «молодёжные революции» в странах Западной Европы, которые воспринимались общественным мнением именно как противостояние «отцов» и «детей».
В поездке по Японии ( 1956 год ) композитор впервые увидел представления театра Но . Впечатление от древней традиции, стиля актёрской игры, оригинальности масок, от композиции пьесы и музыки было очень сильным. И композитор создаёт особый тип представления, который называет «притчей для исполнения в церкви» («parable for church performance»). Бриттен стал первым, кто ввёл это понятие для определения типа оперного спектакля, разыгрываемого не на театре, а под сводами церкви. Он писал: «С помощью японских пьес … я изобрел утонченную, лишенную банальности и символическую форму драмы» . Эти слова мог произнести и Бриттен — ведь театр Но предоставил ему материал, модель и стилевые ориентиры. Призмой преломления восточной традиции у Бриттена стал европейский средневековый миракль с его библейской тематикой и композиционным каркасом литургических жанров . Сюжет каждой из бриттеновских притч разыгрывается в так называемом «центральном действии». Оно обрамлено выходом и уходом артистов, одетых монахами. Их одиннадцать во главе с Аббатом, четверо прислужников и семеро мирян-инструменталистов. Шествие напоминает о ритуале средневекового театра, где литургическое действо с него и начиналось.
Открытая сценическая площадка содержит Большой и Малый круги. Местоположение артистов на планшете сцены строго установлено и зафиксировано в сценической партитуре (полиграфика нотного текста с рисунками- мизансценами уникальна). В Большом, внешнем круге располагается хор, протагонисты — в Малом, внутреннем круге; в сердцевине сцены находится круг из красного дерева — там свершается чудо. В самой конструкции заложен сакральный смысл — она символизирует круговорот Природы и цикличность Времени. В оправе средневекового европейского миракля разыгрывается стилизованное средневековое восточное представление с ритуальными масками театра Но и с соблюдением в актёрской пластике канонов этой традиции. Самостоятельная пантомимическая драматургия , восходящая к знаковой системе театра Но , семантика жестов и поз усиливает в восприятии спектакля ощущение таинства . Условный характер сценической пластики «центрального действия», то есть разыгрываемого сюжета, сопоставляется со свободной манерой игры «обрамляющего действа». Обращение Аббата к аудитории с предварением пьесы, а в конце — с дидактическим её разъяснением сопровождается переодеванием и превращением актёров- монахов в монахов -актёров, а те — в персонажей пьесы. Персонажи подчас отстраняются от роли, выходят из неё, наблюдают за событием извне и комментируют его. Образуется два фокуса — внутри действия и извне. Такой способ движения драмы параллельно в двух временных плоскостях — представление сюжета и его толкование — может быть назван параболическим. Пространство церкви (предназначена опера , как и две другие из этого цикла для постановки в церкви. а не в оперном театре) с его патриархально-общинной семантикой и спиритуальной иерархией , ритуал процессии, освящение Малого круга при переодевании монахов настраивают на предоперный характер контакта с аудиторией. Сопутствующими храмовыми моментами являются снятие световых эффектов , сутана как основа костюма (персонажа символизируют детали одежды или предмет в руках) и запрещение аплодировать до конца представления. Особый облик притчам придаёт медленный темпо - ритм спектакля.
Партия | Голос |
---|---|
Искуситель | тенор |
Отец | бас-баритон |
Младший сын | тенор |
Старший сын | баритон |
Аббат | тенор |
Хор : монахи, прислужники, слуги, молодые слуги, нахлебники, попрошайки, отдалённые голоса | тенора , баритоны , басы , дисканты |
Опера по мотивам одноимённого евангельского сюжета. История одной богатой и почтенной семьи: Отца и двух Сыновей. Старший неустанно помогает своему родителю в ведении хозяйства. Младшего соблазняет дальними странствиями Искуситель. Тогда Младший сын просит у Отца свою долю наследства и отправляется в город предаваться веселью и распутству. Однако деньги скоро заканчиваются, и юноша остаётся ни с чем. Без гроша в кармане он возвращается к Отцу в смирении и раскаянии. Отец встречает блудного сына с радостью и устраивает праздник в честь его возвращения. Это безмерно злит Старшего, уверенного, что брат не заслужил такого приёма. Старший сын упрекает Отца за то, что тот чествует расточителя, и не ценит того, кто помогал ему много лет. Отец благодарит Старшего сына за преданность и просит разделить с ним радость воссоединения семьи.
1968 год.
Постановка English Opera Group ( Великобритания ). Музыкальный руководитель — Бенджамин Бриттен . Искуситель — Питер Пирс, Отец — Джон Ширли-Квирк, Старший сын — Брайан Дрейк, Младший сын — Роберт Тир.
2006—2013 годы.
Постановка Mahogany Opera ( Великобритания ), совместно с Aurora Orchestra и Jubilee Opera. Режиссёр — Фредерик Уэйк-Уолкер, музыкальный руководитель — Роджер Виньол , художник — Китти Кэлистер, художник по свету — Бен Пейн, ассистент режиссёра — Эндрю Дикинсон. Исполнители: Отец — Лукас Якобски, Старший сын — Родни Эрл Кларк, Искуситель — Джеймс Гилчрист, Младший сын — Джон МакМанн.