Документальная проза
- 1 year ago
- 0
- 0
Историческая проза — условное обозначение для разнородных по структуре и композиции романов, повестей, рассказов, в которых повествуется об исторических событиях более или менее отдалённого времени, а действующими лицами (главными или второстепенными) могут выступать исторические личности.
Исторический роман построен на историческом сюжете , и воспроизводит в художественной форме какую-либо эпоху, определённый период истории. Историческая правда в нём сочетается с художественной, исторический факт — с художественным вымыслом, настоящие исторические лица — с лицами вымышленными, вымысел помещён в пределы изображаемой эпохи. Всё повествование в историческом романе ведётся на фоне исторических событий .
В европейской культуре общепринятым основоположником и первым классиком жанра стал Вальтер Скотт , хотя, по мнению некоторых исследователей, он имел предшественников вроде ирландской писательницы Марии Эджуорт . Жанр получил расцвет в эпоху романтизма и сохранял популярность в последующие периоды. К наиболее известным писателям этого жанра относятся также Виктор Гюго , Фенимор Купер , Алессандро Мандзони , Генрих Клейст , Александр Дюма-отец , Лион Фейхтвангер ; в русской литературе — Александр Пушкин , Михаил Загоскин , Иван Лажечников , в советской — Юрий Тынянов , Алексей Николаевич Толстой , Сергей Сергеев-Ценский , Василий Ян , Валентин Пикуль , Дмитрий Балашов , Булат Окуджава , Юрий Давыдов , Николай Задорнов и др.
Зачатки исторического романа усматриваются в произведениях об Александре Македонском и о Троянской войне , написанных в первые века нашей эры и получивших широкое распространение в Средневековой Европе .
Некоторые исследователи относят к «историческим» китайские классические романы XIV века « Троецарствие » Ло Гуаньчжуна и « Речные заводи » Ши Найаня , в реальности представляющие собой прозаическое переложение популярных сюжетов народного эпоса .
Во французских псевдоисторических романах XVII века , вроде «Кассандры» (1645), «Клеопатры» (1658) и «Фарамонда» (1670) Готье Ла Кальпренеда , или « Принцессы Клевской » Мари де Лафайет (1678), история была лишь фоном для изображения необычных приключений персонажей, а исторические факты нередко подменялись вымыслом (отсюда и название — «псевдоисторический роман»). Элементы исторической прозы прослеживаются и в творчестве авторов «готических романов» XVIII столетия, например, в «Замке Отранто» (1764) и «Исторических сомнениях относительно жизни и правления короля Ричарда III» (1768) Горация Уолпола .
Создателем первых настоящих исторических романов и основоположником жанра считается всемирно известный британский писатель Вальтер Скотт . В таких произведениях, как « Уэверли, или Шестьдесят лет назад » ( 1814 ), « Роб Рой » ( 1817 ), « Айвенго » ( 1819 ), « Квентин Дорвард » ( 1823 ) и др., Скотт сумел совместить исторический факт с художественным вымыслом, пользуясь при этом как романтическими, так и реалистическими литературными приёмами изображения. Данный тип повествования в дальнейшем был назван «вальтерскоттовским» и оказал большое влияние на развитие исторического романа в европейской литературе (в том числе и русской), а также способствовал пробуждению романтического интереса к истории в целом и к Средним векам в частности .
В эпоху романтизма , когда достижения европейской науки и просвещения сделали доступными массу исторических хроник , мемуаров , документов , жанр исторического романа получает дальнейшее развитие в творчестве Виктора Гюго , Проспера Мериме , Эдварда Бульвер-Литтона , Джеймса Фенимора Купера , Алессандро Мандзони , Генриха Клейста , , Алексиса Виллибальда , Александра Дюма-отца и др.
Успехи археологии , а также издательского дела и журналистики способствовали развитию художественной исторической литературы второй половины XIX столетия, испытавшей определённое влияние неоромантизма , среди произведений которой следует отметить романы Гюстава Флобера , Феликса Дана , Георга Эберса , Рафаэлло Джованьоли , Чарльза Кингсли , Роберта Льюиса Стивенсона , Генри Райдера Хаггарда , Артура Конан Дойла . В числе авторов Нового Света , прославивших своё имя в данном жанре, можно назвать американцев Лью Уоллеса , Чарльза Мейджора и мексиканца Висенте Рива Паласио .
Среди исторических романистов первой половины XX века обращают на себя внимание Жозеф Рони (старший) , Стефан Цвейг , Лион Фейхтвангер , Вернер Бергенгрюн , Рафаэль Сабатини , Сигрид Унсет , Франц Бенгтссон , , , среди авторов послевоенной эпохи — Томас Бертрам Костейн , , Говард Мелвин Фаст , Гор Видал , Мика Валтари , Джеймс Клавелл , Робер Мерль , Морис Дрюон и Жюльетта Бенцони .
Новые успехи гуманитарных наук, вкупе со стремительным развитием информационных технологий, способствовали возрождению жанра исторической романистики на рубеже тысячелетий. В качестве наиболее успешных и востребованных авторов можно назвать Умберто Эко (Италия), (Франция), Джорджа Фрейзера , Тима Северина , Бернарда Корнуэлла , Кена Фолетта , Хилари Мэнтел , Филиппу Грегори , Элизабет Чедвик , Конна Иггульдена (Великобритания), Гэри Дженнингса (США), Яна Гийу (Швеция), Артуро Переса-Риверте (Испания), Хуана Тафура (Перу) и др.
Национально-освободительная борьба славянских и балканских народов в XIX — первой половине XX в., завершившаяся образованием независимых государств, способствовала развитию данного жанра в странах Центральной и Юго-Восточной Европы . В этом плане заметно выделяются произведения польских писателей Юзефа Игнацы Крашевского , Генрика Сенкевича , Болеслава Пруса , Ярослава Ивашкевича , чешских Алоиса Йирасека , Эдуарда Шторха и Владислава Ванчуры , словацкого Людо Зубека, словенского , венгерских Мора Йокаи и Гезы Гардони , румынского Михая Садовяну , югославского Иво Андрича , болгарских Ивана Вазова , Стояна Загорчинова , Эмилияна Станева , Слава Караславова , Антона Дончева и др.
Формирование национальной интеллигенции в странах Азии, вступивших во второй половине XIX века в борьбу против колониализма , содействовал проникновению этого жанра в национальные литературы этих стран. Примером может служить творчество индийских писателей Бонкимчондро Чоттопаддхая и Хари Нараяна Апте .
Из японских писателей XX века выделяется тонкий психолог и реалист Ясуси Иноуэ , исторические романы которого, неоднократно экранизировавшиеся , посвящены прошлому не только феодальной Японии, но и других стран («Знамёна самураев» — по роману «Хозяйка замка Ёдо», «Сны о России» — о русско-японских отношениях в XVIII в. , «Пещеры тысячи будд» — о Великом Шёлковом пути , «Фаворитка» — о Ян Гуйфэй , «Синий волк» — о Чингисхане и др.). Глубокому философскому осмыслению роли христианства и контактов с европейцами в истории Японии посвящены романы Сюсаку Эндо «Молчание» и « Самурай ». Методы социалистического реализма прослеживаются в романе Тэру Такакура «Воды Хаконе» (Хаконе Есуй, 1951; рус. пер. 1954), также экранизированного .
Первая попытка исторического повествования в русской литературе встречается в повести Н. М. Карамзина « Наталья, боярская дочь » 1792 года . Однако, трудность овладения исторической эпохой в повести не только не разрешена, но и осознана автором, как неразрешимая . Влияние Вальтера Скотта в первую очередь отразилось на произведениях А. С. Пушкина « Арап Петра Великого » ( 1827 ) и « Капитанская дочка » ( 1836 ). Однако, в сознании современников Пушкина гораздо больше отразились исторические романы М. Н. Загоскина (« Юрий Милославский, или Русские в 1612 году » 1829 , « » 1833 , « » 1845 и др.) и И. И. Лажечникова (« Последний Новик » 1831 — 1833 , « Ледяной дом » 1835 и др.), авторы которых считаются первыми в России создателями «исторического романа вальтерскоттовского типа» . Другими важными произведениями данного жанра в русской литературе являются « Тарас Бульба » Н. В. Гоголя (1835), « Князь Серебряный » А. К. Толстого (1863), « Война и мир » Л. Н. Толстого (1869), «Мирович» (1879), «Княжна Тараканова» (1883), «Сожжённая Москва» (1886) Г. П. Данилевского , «Царь и Гетман» (1880), «Великий раскол» (1881), «Замурованная царица» (1884), «Москва слезам не верит» (1885) Д. Л. Мордовцева , «Осаждённый Севастополь» (1889) М. М. Филиппова и др.
Среди произведений поэтов и писателей Серебряного века выделяются трилогия « Христос и Антихрист » (1895—1905) Д. С. Мережковского , роман «Окровавленный трон» (1906) Н. А. Энгельгардта , повесть « Подвиги Великого Александра » (1909) М. А. Кузмина и роман « Алтарь Победы » (1913) В. Я. Брюсова .
Среди произведений писателей русской эмиграции выделяются исторические романы и повести Петра Краснова , Марка Алданова , Антонина Ладинского и Михаила Каратеева .
В советский период жанр исторического романа приобретает идеологическую направленность, и авторы подобного рода произведений нередко трактовали события прошлого в соответствии с партийной линией. Вместе с тем, успехи культурной революции, развитие в стране народного образования и рост грамотности в народной среде вызвали к жизни немало талантливых мастеров исторической прозы, включая представителей народов, ранее не имевших даже собственной письменности.
Широкую известность получили исторические романы таких советских писателей, как Алексей Чапыгин , Ольга Форш , Вячеслав Шишков , Сергей Сергеев-Ценский , Василий Ян , Алексей Николаевич Толстой , Анна Антоновская , Юрий Тынянов , Евгений Фёдоров , Георгий Шторм , Николай Задонский , Сергей Бородин , Валентин Иванов , Степан Злобин , Николай Задорнов , Юрий Давыдов , Олег Михайлов , Дмитрий Балашов , Валентин Пикуль и др. Наряду с ними, широкую популярность завоевали исторические повести для юношества таких авторов, как Ал. Алтаев (М. В. Ямщикова), В. Н. Иванов , З. К. Шишова , , Н. Кальма (Анна Кальманок), , К. К. Сергиенко , С. П. Алексеев , Ю. П. Вронский , и др.
Среди национальных литератур советского периода выделяются исторические романы украинских писателей , таких как Семён Скляренко , Антон Хижняк , Натан Рыбак , Иван Ле , Владимир Малик , Павло Загребельный , Иван Билык , исторические трилогии казахского писателя Ильяса Есенберлина и грузинского классика Григола Абашидзе , историко-биографические романы абхазского писателя Георгия Гулиа и узбекского классика Адыла Якубова , а также исторические детективы и повести белорусского писателя Владимира Короткевича .
Алексей Цветков высказывался: «Исторические романы — это обычно уловки, они не передают никакой атмосферы, они пользуются штампами, которые у нас сидят в голове». А Александр Генис вспоминал слова Сергея Довлатова о том, что «исторический роман — единственный жанр, который не требует таланта, потому что все можно написать по карточкам» .