Interested Article - Бенедетто ди Биндо
- 2021-06-23
- 1
Бенедетто ди Биндо ( итал. Benedetto di Bindo ; ок. 1380—85, Кастильоне ди Вальдорча , близ Сиены — 19 сентября 1417 , Перуджа ) — итальянский художник сиенской школы.
Бенедетто ди Биндо остался в истории искусства как сиенский художник, так сказать, «второго ряда», несмотря на то, что за свою короткую жизнь он выполнил ряд весьма престижных заказов, включая работы в Сиенском соборе (работы в главном соборе республики второстепенным художникам не поручались). Обучение он прошёл у Таддео ди Бартоло , крупного сиенского мастера поздней готики, в боттеге которого Бенедетто трудился вместе с Грегорио ди Чекко . Наибольшее влияние на его творчество оказали работы Симоне Мартини , в частности в выборе колорита, а тонко проработанные лица его персонажей напоминают произведения Джованни да Милано .
Первое документальное упоминание имени художника датируется 20 ноября 1409 года, когда он получил заказ на роспись двух деревянных статуй святых покровителей Сиены — св. Виктора и св. Савиния, выполненных скульптором Франческо ди Вальдамбрино для Сиенского собора. В 1411—1412 годах Бенедетто работал над циклом фресок, посвящённых житию Марии в сакристии этого же собора. Согласно документам, ему помогали три художника — Гвалтьери ди Джованни, Никколо ди Нальдо и Джованни ди Биндино. Всего было расписано три капеллы сакристии. В центральной он написал «Рождество Марии», «Введение Марии во храм», «Обручение Марии» и «Возвращение Марии в родительский дом». В правой капелле Бенедетто расписал свод изображениями отцов церкви и четырех евангелистов, а также на стене «Св. Августина во славе». В левой капелле художник изобразил сюжеты с явлениями чудес: фреску «Явление Марии пред толпой в городе» и фреску «Явление архангела Михаила в Кастель Сант Анджело», в которой можно видеть св. Агнессу, св. Маргариту и не идентифицированного пророка. Фрески в сакристии сильно пострадали от времени, во многих местах красочный слой утрачен полностью. Однако того, что есть, достаточно чтобы понять стиль, присущий Бенедетто ди Биндо.
Известен и третий заказ от Сиенского собора, который художник завершил 10 мая 1412 года: Бенедетто расписал несколько деревянных панелей изображениями «Символов веры», однако предназначение картин и место, где они были размещены в соборе, остаются неизвестными. Стилистически это произведение близко к расписным дверцам arliquiera (арликвьера — ставни для ниши, где хранились реликвии), которые выставлены в музее Сиенского собора. Эти складные ставни, состоящие из восьми деревянных панелей, расписаны с двух сторон. Внешняя сторона поделена на 32 сектора, в каждом из которых Бенедетто изобразил ангела, держащего свиток с названием реликвии. Внутреннюю сторону художник расписал сценами из истории Обретения Истинного креста. Среди них выделяется «Иуда, представший пред св. Еленой». Персонажи этой сцены, помещённые в архитектурный антураж с тонкими колоннами, выписаны с готическим изяществом, им присуща живая жестикуляция.
В 1410-х годах Бенедетто ди Биндо написал фреску «Вознесение Марии» в сиенской кармелитской церкви Сан Никколо дель Кармине, однако к несчастью она почти полностью утрачена; остались лишь летящие ангелы, поющие славу в верхней части фрески. Последней крупной работой художника были росписи капеллы Св. Екатерины в церкви Сан Доменико в Перудже, выполненные между 1415 и 1417 годом. Эти фрески тоже сильно пострадали. Исследователи отмечают, что на пике своего творчества Бенедетто ди Биндо попал под сильное влияние позднеготической живописи, в частности Джентиле да Фабриано . Некоторые фигуры в капелле св. Екатерины (например, св. Доминик на своде) несут в себе следы влияния раннего стиля Джентиле. Художник скончался в Перудже вскоре после завершения работ над этими фресками; документы сообщают, что он умер молодым 19 сентября 1417 года, через год после своего приезда в этот город.
Бенедетто ди Биндо приписывается небольшой круг работ. «Распятие» (Будапешт, Художественный музей), вероятно, ранее составляло единое произведение (полиптих?) вместе со «Св. Маргаритой, встречающей префекта Олибрия» (Берлин, Государственные музеи) и «Св. Антонием-аббатом» и «Св. Маргаритой», местонахождение которых сегодня неизвестно. Стилистически эти работы напоминают произведения Бартоломео Булгарини и Пьетро Лоренцетти, особенно в части написания лиц. Ему приписывают «Благовещение» (церковь Иоанна Предтечи, Нью-Йорк), которое, вероятно, было написано для Сиенского собора, а также две работы из Рийксмузеума, Утрехт — «Иоанн Богослов» и «Неизвестный апостол» (возможно, Пётр).
-
Блаженный Джакомо да Беванья. ок 1415, Фонд Монте деи Паски, Сиена.
-
Мадонна с младенцем и донатором. ок. 1415, Коллекция Самюэля Флейшера, Филадельфия
-
Св. Доминик. ок. 1415, Фонд Монте деи Паски, Сиена.
Две панели — «Св. Доминик» и «Блаженный Джакомо да Беванья» (Монте деи Паски, Сиена) судя по форме рамы, составляли раньше триптих, средней частью которого, по всей вероятности, была «Мадонна с младенцем и донатором» (Художественный мемориал Сэмюэля С. Флейшера, Филадельфия). Венгерский учёный Миклош Босковиц считает, что включение в это произведение блаженного Джакомо да Беванья, ведущего своё происхождение из Умбрии, является свидетельством того, что триптих был расписан для одного из доминиканских храмов Умбрии во время поездки художника в эту провинцию.
Кроме перечисленного Бенедетто приписывают небольшой диптих «Мадонна Смирение и св. Иероним переводящий евангелие» (Филадельфия, Музей искусства), «Мадонну с младенцем и святыми Андреем и Онуфрием» (Сиена, Пинакотека), происходящую из конвента Санта Марта и тонкостью моделировки лиц напоминающая «Св. Лючию» (Миннеаполис, Институт искусств) — створку неизвестного алтаря, а также алтарь «Вознесение Марии» (Пинакотека, Перуджа), и хоругвь «Голгофа» (Пинакотека, Сиена).
Примечания
- Benedetto di Bindo // — 1920.
Библиография
- P. Bacci . Fonti e commenti per la storia dell’arte senese. — Siena, 1944. — P. 195—229.
- C. Brandi . Quattrocentisti senesi. — Mil. , 1949. — P. 29—32, 175—180.
- M. Boscovitz . Su Niccolo di Bonaccorso, Benedetto di Bindo e la pittura senese del primo Quattrocento. // Paragone 1980. — P. 3—22.
- G. Chelazzi Dini . Five Centuries of Sienese Painting. — Thames and Hudson, 1998. — P. 214—217.
- Carl Brandon Strehlke . Italian paintings 1250—1450. — John G. Johnson Collection and the Philadelphia Museum of Art, 2004. — P. 73 — 79.
- Loseries, W. Gli affreschi di Benedetto di Bindo nella sagrestia del duomo. // M. Lorenzoni (Ed.), Le pitture del Duomo di Siena Cinisello Balsamo. — Mil. : Silvana Editoriale, 2008. — P. 98—107.
- Da Jacopo della Quercia a Donatello. Le arti a Siena nel primo Rinascimento, a cura di Max Seidel. Exh. cat. Federico Motta Editore, 2010. — P. 124—125, 617.
- 2021-06-23
- 1