Рельеф Финляндии
- 1 year ago
- 0
- 0
Рельеф Берни ( англ. Burney Relief ), также известный как Королева/Царица Ночи ( Queen of the Night ) — терракотовый рельеф из Южной Месопотамии , датированный 1800—1750 гг. до н. э. Изображает обнаженную женщину с зооморфными чертами: крыльями и когтистыми лапами вместо ног. Фигура не идентифицирована, среди самых распространенных версий: Иштар , Эрешкигаль или Лилит . Находится в Британском музее и носит имя лондонского антиквара Сидни Берни .
Рельеф Берни представляет собой прямоугольную терракотовую плитку высотой 49,5 см и шириной 37 см; голова фигуры выступает на 4,5 см от поверхности пластины. Для своего достаточно крупного (относительно прочих находок) размера, периода создания и материала рельеф Берни обладает удивительной сохранностью.
Рельеф изображает обнаженную женщину с пышной грудью и бедрами, выраженной талией. За её спиной два опущенных птичьих крыла, ноги ниже колен превращаются в лапы с когтями, как у хищной птицы. Она стоит на двух лежащих львах, смотрящих в разные стороны. По обе стороны от львов, по бокам рельефа, находятся две совы. Крылья и лапы сов сделаны в той же манере, что и зооморфные черты женской фигуры, и позволяют предположить в ней самой именно «совиные» черты.
Руки женщины согнуты в локтях и подняты по обе стороны от тела, в руках она держит неидентифицированные предметы (символы), представляющие собой кольцо с поперечной перекладиной (прутом). Исследователь Генри Франкфорт в одной из первых публикаций, посвященных находке, определил эти знаки как «известные атрибуты богов» . Символ «прут и кольцо» (англ. Rod-and-ring symbol ) встречается и на других произведениях месопотамского искусства и обычно связан с богами, часто передается божеством земному царю (в этом контексте символ можно видеть на знаменитой стеле с законами Хаммурапи ). Значение его не расшифровано, вопрос о сходстве и связи с другими символами, например, египетским символом шен , является дискуссионным.
|
Оба запястья женщины украшают браслеты, а шею — широкое ожерелье-воротник. На голове сложный четырёхуровневый головной убор, напоминающий тюрбан и увенчанный диском. Аналогичные головные уборы, но без навершия, можно в изобилии видеть на других изделиях, изображающих различных божеств (например, Шамаша или Иштар ).
Фигура была вылеплена вручную или сперва отлита, а затем доработана с добавлением мелких деталей. Линии (например, рисунок перьев на крыльях) процарапывались острым инструментом. Судя по остаткам пигмента на поверхности, первоначально была окрашена, а в глазницы были вставлены драгоценные камни.
Согласно реконструкции первоначальной окраски, тело богини и фигуры сов были выкрашены в красный (в качестве красителя использовалась красная охра ), тела львов и часть перьев на крыльях птиц и богини — в белый (гипс), а фон, гривы львов и прочие мелкие детали — в чёрный ( сажа ). Головной убор, украшения и «прутья с кольцами», вероятно, были окрашены в жёлтый, однако жёлтого пигмента на рельефе не обнаружили, предположение было сделано на основе изучения фигур, содержащих те же стилистические элементы и относящихся к тому же периоду.
Место и обстоятельства происхождения рельефа неизвестны. Некий сирийский торговец приобрел его, вероятно, около 1924 года на юге Ирака. В поле зрения европейских исследователей изделие попало в 1933 году, тогда же начались сомнения в его подлинности, вызванные неожиданно хорошей сохранностью и необычностью изображенной композиции (в частности, не было единого мнения, известны ли были жителям Месопотамии совы). В 1935 году рельеф был предложен для покупки Британскому музею за £ 350 компанией Selim Homsy & Co. от имени Абдула Джабара из Басры. Однако музей отклонил это предложение.
В следующем году интерес к изделию вновь возрос в связи с первой публикацией его изображения в Иллюстрированных лондонских новостях в качестве прежде неизвестного терракотового рельефа, названного по имени одного из владельцев — археолога Сидни Берни .
Дальнейшие многочисленные исследования в целом подтвердили подлинность изделия, хотя дискуссия об атрибутации изображенной женской фигуры продолжается по сей день. В последующие десятилетия рельеф Берни прошел через руки нескольких частных коллекционеров. Последним из этих коллекционеров был Сакамото Горо, у которого Британский музей приобрел артефакт за £1,5 млн ($1,9 млн) в 2004 году, чтобы отметить его 250-летие. Музей дал рельефу новое название — «Королева Ночи» .