Сюжет картины посвящён подвигу созерцательной жизни. Фигура
святого
изображена на фоне пустынного
пейзажа
; огромные плоды, окружающие пещеру
отшельника
, символизируют множество
искушений
, подстерегающих душу верующего на его земном пути.
Св. Иероним
, простёршись ниц, сжимает в руках
распятие
, не заботясь о том, что его красное
кардинальское
облачение брошено прямо в грязь. Он не бьёт себя в грудь, не устремляет обожающего взгляда на распятие — художник избегает этих драматических эффектов, ставших шаблонами для изображения кающегося святого, но тем не менее эта застывшая в напряжённой неподвижности фигура прекрасно передаёт душевные муки его персонажа. Пейзаж на заднем плане проникнут умиротворённостью, кажется, ничто в нём не свидетельствует о присутствии сил зла, однако болотистая пещера, в которой святой устроил свою
келью
, носит следы упадка и разложения. Св. Иероним в своём житии описывает, как его
медитации
в глуши были прерваны сладострастными видениями. Символами этих похотливых помыслов являются огромные гниющие плоды, напоминающие растительный мир «
Сада земных наслаждений
». Лишь полностью вверив себя воле Господа, Иероним сумел побороть искушение и смирить свою плоть.
Примечания
↑
Литература
Тревин Коплстоун
. Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. — М: «Лабиринт-К», 1998.
Девитини А.
Босх: Пер. с итал./А.Девитини — М: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.
Баттилотти Д.
Босх: Пер. с итал./Д.Баттилотти — М: «Белый город», 2000.
Вальтер Бозинг.
Босх: Пер. с нем./В.Бозинг — М: Арт-Родник, 2001.
История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под ред. Ц. Г. Нессельштраус. М., 1982
Фомин Г. И.
Иероним Босх. М., 1974
Ш. де Тольнай
. Босх. М., 1992
Г. Мартин
. Босх. М., 1992
К. С. Егорова
. Три картины Босха на тему «Мыслитель и природа». Сов. искусствознание, вып. 19. М., 1985
Р. Х. Марейниссен, П.Рейфеларе
. Иероним Босх: художественное наследие. М., 1998