Весь первый план занимает фигура Христа, который престарелый
Симон Киринеянин
в белых одеждах (возможно, скрытый портрет
донатора
) пытается приподнять, чтобы облегчить его ношу. Уродливые лица палачей, поднимаясь плавными ярусами, занимают весь левый край картины. В отдалении на руки
апостола Иоанна
оседает сражённая горем
Мария
.
Падающая под тяжестью креста фигура Христа, его укоряющий взгляд, обращённый к зрителям, — всё нацелено на эмоциональное сопереживание, культивируемое
«новым благочестием»
.
Литература
Тревин Коплстоун
. Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. — М: «Лабиринт-К», 1998.
Девитини А.
Босх: Пер. с итал./А.Девитини — М: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.
Баттилотти Д.
Босх: Пер. с итал./Д.Баттилотти — М: «Белый город», 2000.
Вальтер Бозинг.
Босх: Пер. с нем./В.Бозинг — М: Арт-Родник, 2001.
История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под ред. Ц. Г. Нессельштраус. М., 1982
Фомин Г. И.
Иероним Босх. М., 1974
Ш. де Тольнай
. Босх. М., 1992
Г. Мартин
. Босх. М., 1992
К. С. Егорова
. Три картины Босха на тему «Мыслитель и природа». Сов. искусствознание, вып. 19. М., 1985
Р. Х. Марейниссен, П.Рейфеларе
. Иероним Босх: художественное наследие. М., 1998