Снятие с креста (картина Рубенса, Эрмитаж)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Самсо́н и Дали́ла» — картина фламандского художника Питера Пауля Рубенса , написанная около 1609 года .
На картине запечатлён библейский эпизод, в котором Самсон засыпает на коленях у Далилы . Подвиги Самсона описаны в библейской Книге Судей (гл. 13-16). Он происходил из колена Дана , наиболее страдавшего от порабощения филистимлян. Самсон вырос среди рабского унижения своего народа и решил отомстить поработителям, чего и достиг, совершив множество избиений филистимлян. Будучи посвящёным Богу в качестве назорея , он носил длинные волосы, служившие источником его необычайного могущества. Самсон поддался страсти к коварной филистимлянке Далиле (в русской традиции Далида), обещавшей филистимлянским правителям за вознаграждение выведать, в чём сила Самсона. После трёх неудачных попыток ей удалось узнать секрет его силы. «И усыпила его [Далида] на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его.» ( Суд. ) Утративший свою силу Самсон был захвачен филистимлянами, ослеплён, закован в цепи и брошен в темницу.
Рубенс использует библейских героев как исторических персонажей, не придавая им религиозного смысла. Основная сцена картины состоит из четырёх ярко освещённых лиц. Мускулистый Самсон уснул на коленях у Далилы, которая смотрит, как пришедший филистимлянин обрезает ему волосы — источник силы Самсона. Четвёртое действующее лицо — старуха-сводница, отсутствующая в библейском тексте. Рубенс перенёс место действия в бордель. Красное платье Далилы символизирует страсть и последующие кровавые события. Помимо изображения основного эпизода, Рубенс намекает на то, что должно произойти с Самсоном дальше. Так, в дверях видны солдаты с орудиями для ослепления.
В нише на заднем плане видна статуя римской богини любви Венеры с Купидоном , наклон головы которой повторяет позу Далилы.
Картина была написана по заказу бургомистра Антверпена , а после его смерти пропала. Её вновь нашли лишь в 1929 году. В 1980 году произведение купила Лондонская национальная галерея , заплатив одну из крупнейших на тот момент сумм, уплаченных за картину. Однако на протяжении долгого времени по разным причинам принадлежность вновь найденного в XX веке полотна кисти Рубенса по разным причинам находится под сомнением .