Interested Article - Пейзаж с Кимоном и Ифигенией
- 2021-08-06
- 1
«Пейзаж с Кимоном и Ифигенией» — картина фламандского художника Питера Пауля Рубенса при участии Франса Ваутерса , из собрания Государственного Эрмитажа .
Картина иллюстрирует мифологический сюжет, наиболее подробно изложенный Джованни Боккаччо в « Декамероне » (День пятый, новелла первая): Ифигения со служанками и слугой отдыхает в лесу, а на неё любуется дурачок Кимон (Боккаччо его имя передаёт как Чимоне и поясняет что оно означает «скотина»):
Когда Чимоне увидел ее, опершись на посох и не говоря ни слова, точно никогда дотоле не созерцал женского образа, он с величайшим восхищением принялся внимательно смотреть на нее. И он почувствовал, что в его грубой душе, куда не входило до тех пор, несмотря на тысячи наставлений, никакое впечатление облагороженных ощущений, просыпается мысль, подсказывающая его грубому и материальному уму, что то — прекраснейшее создание, которое когда-либо видел смертный.
После этого с Кимоном произошло преображение, он становится мудрецом и впоследствии похищает Ифигению.
Картина была начата Рубенсом незадолго до смерти, в конце 1630-х годов. Установлено, что фоновый пейзаж был полностью написан им самим и им же были лишь обозначены человеческие фигуры. По мнению Н. П. Бабиной и Н. И. Грицай, ближайшими стилистическими аналогами по исполнению пейзажа являются работы Рубенса «Пастух со стадом» (около 1629 года) и «Пейзаж с пастухом и стадом» (около 1638 года) — обе эти картины находятся в собрании Лондонской национальной галереи . Из-за смерти Рубенса, последовавшей в 1640 году, картина осталась незаконченной. Художник Франс Ваутерс , некогда бывший учеником Рубенса, был приглашён наследниками для оценки остававшихся в мастерской картин, и он завершал работу — считается что фигуры людей были полностью написаны им по наброскам Рубенса .
Впоследствии картина была значительно повреждена, особенно сильно пострадали женские лица, которые были переписаны реставраторами. Также существенно позже была добавлена драпировка; изображение козла справа внизу написано поверх изображения лежащей овцы — всё это заметно на рентгенограмме картины, выполненной в начале 1970-х годов .
История бытования картины до поступления в Эрмитаж неизвестна. Картина была приобретена для Эрмитажа в 1937 году у Т. Астратовой через посредство Ленинградской государственной закупочной комиссии. При поступлении она была определена как работа школы Рубенса. В конце 1940-х годов в качестве автора был назван Ф. Ваутерс , однако в результате исследования рентгенограммы картины в начале 1970-х годов было установлено совместное авторство Рубенса и Воутерса. При реставрации и расчистке картины в Эрмитаже на тыльной стороне картины был обнаружен обрывок этикетки с надписью «Cimon & Iphigenia (original of) Sr Pieter Paul Rub…» , характер почерка и бумаги позволяют считать что этикетка выполнена в XVII веке и это также свидетельствует в пользу авторства Рубенса .
Картина не выставляется в постоянной экспозиции Эрмитажа, но периодически участвует во временных выставках .
Примечания
- ↑ , с. 377.
- ↑ .
- Дата обращения: 22 февраля 2020. 2 марта 2021 года.
Литература
- Бабина Н. П. , Грицай Н. И. Государственный Эрмитаж. Фламандская живопись XVII—XVIII веков: Каталог коллекции. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2005. — 584 с. — ISBN 5-93572-198-8 .
- Смольская Н. Ф. Пейзаж Рубенса. Новая атрибуция // Сообщения Государственного Эрмитажа. — Л. , 1974. — Вып. 39 . — С. 4—7 .
- 2021-08-06
- 1