Interested Article - Агон

Дискобол Мирона
Кифаред , изображение на амфоре V в. до н. э.

Аго́н ( др.-греч. ἀγών ) — или состязание у греков и римлян ; игры во время религиозных или политических празднеств, например Агоналий .

В греческой мифологии Агон — персонификация состязаний . Его статуя, изображающая мужчину с гантелями в руках, находилась в Олимпии .

От «агона» произошло слово ряда европейских языков, которым называют постоянное соперничество, состязание художников, скульпторов, живописцев, учёных.

Виды состязаний

Греки выделяли три типа агонов :

Спортивные состязания известны у греков ещё с доисторических времён; так, например, при осаде Трои в честь павшего Патрокла устраиваются состязания. В историческое время почти каждый значительный город Греции имел свои периодические игры, происхождение которых в основном находится в связи с национальной мифологией.

С VIII века до н. э. четыре агона превратились в настоящие общенациональные празднества; а именно: Олимпийские игры 776 ), Пифийские игры 586 ), Истмийские игры 582 ) и Немейские игры 573 ).

Кроме развития физических сил и мужества, эти Игры содействовали усилению национального самосознания эллинов, так как участие в них строго запрещалось варварам, то есть не эллинам. Победители (гиероники) прославлялись в песнях и увековечивались в произведениях пластики. Олимпийские и Пифийские игры праздновались каждые 4, а Истмийские и Немейские — каждые два года.

В программу спортивных и конных состязаний включались разные дисциплины, например, гимнастика , бег , кулачный бой , , метание диска и копья , гонки на колесницах .

Помимо художественных соревнований в музыке, пении и танцах, на празднествах в честь бога Диониса обязательными были театральные драматические представления.

Агон в поэтике

В литературе агон — словесный спор, столкновение мнений — композиционный элемент древнеаттической комедии; начало агона — словесные диспуты в трагедиях Еврипида . В комедии — это часть, идущая за пародом и заключающая спор действующих лиц, в котором побеждает лицо, выражающее идею автора. Так, у Аристофана в « Облаках » идёт спор Правды с Кривдой, в « Осах » — Бделиклеона с Филоклеоном о взаимоотношении отца и сына, в « Птицах » Пистетер доказывает законность возвращения утерянных птицами прав на всемирное владычество. Агон в комедии — это композиционный центр, в который стягивается смысловое содержание комедии, отражающей интенсивную динамичность и противоречия жизни.

Награды

Агоны происходили по предначертанной программе, за соблюдением которой смотрели агонофеты ( в Олимпии ); последние должны были также разбирать возникшие несогласия и присуждать награды, которые состояли в лавровых или оливковых венках, во внесении имени победителей в публичные списки или в различных ценных предметах и денежных суммах.

Отмена

Со времён Александра Македонского эти состязания постепенно теряют своё национальное значение и распространяются в соседних странах с греческой цивилизацией, например, в Малой Азии , Сирии и Египте , где приобретают характер обыкновенных публичных представлений.

В Риме агоны держались до окончательного торжества христианства . Император Феодосий I Великий их отменил в 394 году, так как они были связаны с языческими праздниками, прославлявшими различных богов.

Историография

Впервые целенаправленно обратил внимание на данный феномен и ввёл термин «агональный» базельский профессор Я. Буркхардт в своей посмертно опубликованной работе «История греческой культуры» .

См. также

Примечания

  1. Schmitz, Leonhard (1867), , in Smith, William (ed.), Dictionary of Greek and Roman Biography and Mythology , vol. 1, Boston: Little, Brown and Company, p. 74 . Дата обращения: 16 октября 2011. Архивировано 7 октября 2012 года.
  2. Ищенко, Мария. // Энциклопедия « Кругосвет ».
  3. Пифийские игры // Советская историческая энциклопедия : в 16 т. / под ред. Е. М. Жукова . — М. : Советская энциклопедия , 1968. — Т. 11 : Пергам — Ренувен. — Стб. 198.
  4. . Дата обращения: 20 июня 2015. 21 июня 2015 года.

Литература

Источник —

Same as Агон