Interested Article - Композитный ордер

Композитный ордер ( итал. ordine composito , от лат. compositus — составной, сложный)— архитектурный ордер , возникший в Древнем Риме . Представляет собой сочетание элементов ионического и коринфского ордеров — в капители композитного ордера используются как волюты , так и орнамент в виде листьев аканта . Другие названия — римский, составной, или сложный, ордер.

Древние римляне в стремлении к большей пышности, торжественности и помпезности архитектуры, предпочитая всем другим наиболее декоративный из греческих ордеров — коринфский, решили усложнить и его. Взяв за основу «колокол» коринфской капители, вместо третьего, верхнего ряда аканта они поместили по углам четыре волюты ионической капители. Композитный ордер не упоминается в трактате Витрувия «Десять книг об архитектуре» (13 год до н. э.). В классическом труде О. Шуази он также не рассматривается , а в других источниках по теории классических архитектурных форм представлен исключительно в качестве разновидности коринфского. Отчасти это объясняется тем, что пропорции колонны, базы, капители, антаблемента и постамента композитного ордера идентичны пропорциям коринфского .

Римляне стали усложнять композитную капитель диковинными скульптурными деталями с изображениями грифонов , кентавров , гиппокампов . Если коринфская капитель напоминает букет, или корзину с листьями, то композитную можно назвать соединением ботанического сада и бестиария (зверинца) в одной корзине. Древнеримские архитекторы также использовали позолоту и роспись, отдельные детали делали из позолоченной бронзы и прикрепляли к колоколу капители . Один из ранних примеров применения композитного ордера в архитектуре — Триумфальная арка Тита на Римском форуме (81—82 г. н. э.).

В эпоху итальянского Возрождения Себастьяно Серлио в книге «Общие правила архитектуры» ( итал. Regole generali d'architettura ) (1537), а затем Джакомо Бароцци да Виньола в трактате «Правило пяти ордеров архитектуры» (1562) включили композитный ордер в число пяти классических: дорический, тосканский, ионический, коринфский и композитный. В трактате Виньолы композитный ордер по пропорциям идентичен коринфскому, отличается только капителью и антаблементом . Андреа Палладио в трактате «Четыре книги об архитектуре» (1570) показал антаблемент композитного ордера с выпуклым фризом .

В эпоху барокко и маньеризма композитный ордер наряду с коринфским был особенно популярен. В период неоклассицизма второй половины XVIII века композитный ордер как излишне помпезный использовали редко. Однако в период историзма и формирования неостилей: второго ампира , необарокко и неоренессанса , композитный ордер снова оказался востребованным.

Галерея

См. также

Примечания

  1. Шуази О. История архитектуры. — В 2-х томах, 1899; русский перевод 1910, 1935)
  2. Михаловский И. Б. Теория классических архитектурных форм. — М.: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1937. — С. 80
  3. Власов В. Г. . Композитная капитель, композитный ордер // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IV, 2006. — С. 564
  4. Джакомо Бароццио да Виньола. Правило пяти ордеров архитектуры. Перевод А. Г. Габричевского; Комментарий Г. Н. Емельянова. — М. : Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1939
Источник —

Same as Композитный ордер