Interested Article - Магические воззрения деятелей Возрождения

Магические воззрения деятелей Возрождения — мировосприятие в духе неоплатонизма , нашедшее отражение в трудах гуманистов и иных деятелей Возрождения в основном в XV - XVI веках , ссылавшееся на такие слои античного наследия как герметизм и разнообразные виды магии ( натуральная , астральная , церемониальная и т.д.).

Астрологическая иллюстрация из трактата Агриппы « De occulta philosophia »: вписанное в пентаграмму тело человека, символы солнца и луны — на самом теле, остальные 5 планет — в окаймлении пентаграммы.

Классификация магических искусств в трудах деятелей Возрождения

В основном труде Агриппы Неттесгеймского « De occulta philosophia » описаны три вида магии в порядке возрастания значимости — естественная , небесная и обрядовая (она же религиозная). Имеются многочисленные отсылки к более ранним трудам, в частности, трактату Марсилио Фичино «О жизни» (в части зависимости свойств вещей «от идей через посредство Мировой Души и лучей, исходящих от звезд») и его переводу « Герметического корпуса »; к средневековой рукописи « Пикатрикс »; к сочинениям Пико ; позаимствован ряд кабалистических идей у Рейхлина и Тритемия .

Труд Агриппы был во многом воспринят религиозным магом Джордано Бруно в его собственных трудах .

Выделялись семь магических искусств ( artes magicae ) или, по-другому, искусств запретных ( artes prohibitae ) — поскольку они не могли не противоречить тогдашним религиозным канонам:

  1. нигромантия чёрная магия », демонология , произошло от народно-этимологического переосмысления слова « некромантия » в романских языках : от др.-греч. νεκρός «мёртвый» в лат. niger «чёрный»)
  2. геомантия
  3. гидромантия
  4. аэромантия
  5. пиромантия
  6. хиромантия
  7. скапулимантия

Иоганн Гартлиб разъясняет в сочинении 1546 года , что разделение магических искусств на семь видов соответствует такому же разделению свободных искусств ( artes liberales ) и ремёсел ( artes mechanicae ).

Оккультизм в эпоху Возрождения

В Европе XV—XVI веков к запретным искусствам испытывали большое уважение и мещане , и знать . Поскольку данным искусствам приписывалось арабское, еврейское, цыганское и египетское происхождение, они приобретали в глазах публики экзотический шарм. Было сложно разобраться, где имеет место пустое суеверие, богохульный оккультизм, вполне здоровое научное знание или благочестивый ритуал. Противоречия во взглядах на духовность дали о себе знать в эпоху Раннего Нового времени , когда разразилась знаменитая Охота на ведьм , особенно усилившаяся в условиях смуты, связанной с Реформацией , в Германии , Англии и Шотландии . В эту неспокойную пору люди обнаружили, что существование магии было неким ответом на вопрос, который не могла объяснить наука. Это проявилось у них в следующем утверждении: если наука может объяснить объяснимое, то магия может объяснить необъяснимое .

Герметическая и каббалистическая магия, которые создали Джованни Пико делла Мирандола и Марсилио Фичино , распространились по северной Европе благодаря сочинению Генриха Корнелиуса Агриппы « О сокровенной философии » ( De occulta philosophia libra tres ). Агриппа вынашивал революционные идеи по теории и практике магии, которые получили широкое хождение в эпоху Возрождения среди тех, кто искал потаённых знаний. «Агриппа как таковой был известен как учёный, врач, юрист и астролог, но на протяжении всей своей жизни был постоянно преследуем как еретик. Его беды были связаны не только с его репутацией фокусника, но и с его яростной критикой пороков господствующих классов и самых уважаемых интеллектуальных и религиозных авторитетов». Одни учёные и студенты рассматривали Агриппу как источник умственного вдохновения, другие же считали его практики сомнительными. Переходная сторона магии, пора её вульгаризации, исследуется в сочинении Агриппы De occulta philosophia . В то же время в трудах Пико и Фичино никогда не теряется из виду величественная религиозная задача магии: маг проникает в тайны природы, с тем чтобы подивиться делам Господа и вдохновиться на более ревностное почитание и обожание Создателя . «В сочинении De occulta philosophia значительная часть посвящена злому колдовству, и невольно складывается впечатление, что Агриппа находит колдовство столь же любопытным, сколь и доброжелательное ведовство» .

Список деятелей эпохи Возрождения, писавших труды на оккультные либо магические темы

Период позднего Средневековья-Раннего Возрождения

Период Возрождения и Реформации

Период Барокко

Литература

  • Kurt Benesch, Magie der Renaissance , Wiesbaden, Fourier, (1985). ISBN 3-921695-91-0 .
  • Norman Cohn, Europe’s Inner Demons: The Demonization of Christians in Medieval Christendom , University Of Chicago Press (2001). ISBN 978-0-226-11307-4 .
  • Heiser, James D., Prisci Theologi and the Hermetic Reformation in the Fifteenth Century , Repristination Press (2011). ISBN 978-1-4610-9382-4 .
  • Nauert, Charles G. Agrippa and the Crisis of Renaissance Thought. Urbana: University of Illinois Press (1965).
  • Ruickbie, Leo, Faustus: The Life and Times of a Renaissance Magician . The History Press (2009). ISBN 978-0-7509-5090-9 .
  • Szonyi, Gyorgy E., John Dee’s Occultism: Magical Exaltation Through Powerful Signs , S U N Y Series in Western Esoteric Traditions, State University of New York Press (2005). ISBN 978-0-7914-6223-2 .

См. также

Примечания

  1. Фрэнсис А. Йeйтc. Джордано Бруно и гeрмeтичeская традиция. — М. : Новое литературное обозрение, 2000. — 528 с. — ISBN 5-86793-084-X .
  2. Dawes, Gregory. (англ.) // Paregon. — Vol. 30 .
  3. John S. Mebane. Renaissance Magic & the Return of the Golden Age. — University of Nebraska Press. — Lincoln, 1989.
Источник —

Same as Магические воззрения деятелей Возрождения