Interested Article - Церковь Святого Ахиллия (Ариле)

Церковь Святого Ахиллия (или Церковь Святого Ахиллы , серб. Црква Светог Ахилија ) — храм Жичской епархии Сербской православной церкви , расположенный в городе Ариле Златиборского округа Сербии. В богословских источниках принято считать, что церковь возведена в 1295—1296 годах в честь святителя Ахиллия, епископа Ларисийского — духовного борца против арианства и участника первого Вселенского собора в истории христианства . В 1979 году сооружение включено в Список памятников культуры Сербии исключительного значения .

История храма

По данным, подтверждённым археологическими раскопками, церковь была построена на месте ранее существовавшего монастырского комплекса, при этом достоверно известно, что уже в 1219 году там была расположена кафедра епископа Моравичского . Решение о строительстве новой церкви приняли сразу два монарха — король Срема Стефан Драгутин и его младший брат, король Сербии Стефан Урош II Милутин . В некоторых научных статьях высказывается мнение, что первоначально храм воздвигался во имя сирмийского священномученика Архилия, но после перенесения из Фессалии в Преспу мощей Ахиллия, культы почитания этих двух святых слились .

С начала XIV до середины XV века в храме и сформировавшемся вокруг него монастыре располагалась Митрополия . В тот же период при нём действовала книгописная мастерская . В 1459 году после завоевания Сербской деспотии Османской империей храм пришёл в запустение, как и остальные центры православия, почти на 100 лет. Монашеская община стала вновь формироваться лишь после 1557 года вокруг Печской Патриархии при Патриархе Макарии , при этом её численность не превышала 3 человек. В 1735 году после начала Русско-турецкой войны церковь и монастырь вновь были разграблены и осквернены: турки использовали помещения культовых сооружений как конюшни.

С середины XIX века Церковь Святого Ахиллия в Ариле находится в статусе приходской .

Архитектура и росписи храма

В соответствии с архитектурными особенностями церковь относится к архитектурному Рашскому стилю , который характерен для XIII века совмещением Романского экстерьера и Византийской пространственной концепции. В Православной Энциклопедии так описано архитектурное решение: « однонефное сооружение с пониженным трансептом , объединяющим боковые певницы и помещения диаконника и жертвенника , нартексом и полукруглой алтарной апсидой ; над центральной частью возвышается купол, барабан которого опирается на кубическое основание; снаружи храм оштукатурен, по фасадам и вверху барабана аркатурный фриз » .

На кольце под барабаном купола указана точная дата росписи храма — 1296 год. По сохранившимся текстам можно утверждать, что мастерами были приглашённые из города Салоники греки. Неплохо сохранившиеся произведения относятся к так называемому Золотому веку сербской иконописи, расцвет которого начался с росписи монастыря Сопочаны . Программа росписи соответствует православным традициям: в барабане купола изображены библейские пророки , в алтаре — « Евхаристия »; в подкупольном пространстве — цикл « Великие праздники » и « Страсти Христовы » и так далее. Отдельного упоминания заслуживает расположенная в нартексе икона « Древо Иессеево ». Образ покровителя храма Святого Ахиллия представлен в южной певнице. Наибольшим своеобразием отличается часть фресок, посвящённых правителям из династии Неманичей , их родственникам и архиепископам сербской церкви (от Саввы I до Евстафия II и епископа Моравичского Евсевия. Хорошо сохранились портреты в южной части внутреннего притвора: короля Драгутин с моделью церкви в руках и короля Милутина; на западной стене наоса — основатели династии Стефан Неманя , Стефан Первовенчанный , и её последний представитель Стефан Урош V .

Комментарии

  1. Вместо названия «церковь» ряд источников использует термин «монастырь», учитывая сформировавшуюся вокруг неё монашескую общину.

Примечания

  1. Русское название в редакции статьи от 31 января 2020 на Wayback Machine на официальном сайте Московского Патриархата
  2. Русское название в редакции статьи от 30 мая 2016 на Wayback Machine на официальном сайте Московского Патриархата
  3. . Дата обращения: 7 апреля 2016. 6 августа 2020 года.
  4. от 27 июня 2020 на Wayback Machine на сайте Министерства культуры Сербии (серб.)
  5. . Православная энциклопедия (под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла). Дата обращения: 6 апреля 2016. 26 февраля 2020 года.
  6. , с. 5—8.
  7. , с. 165—175.

Литература

  • // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. III : « Анфимий Афанасий ». — С. 227—228. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-008-0 .
  • Джурич В. Византийские фрески: Средневековая Сербия, Далмация, славянская Македония. — М., 2000. — С. 130—133.
  • Окунев, Н. Л. Арилье, памятник сербского искусства XIII в. — SK. 1936. — Т. 8. — С. 221—254.
  • Петкович В. Преглед црквених споменика кроз повесницу српског народа. — Београд, 1950. — С. 5—8
  • Живкович Б. Арилье. — Београд, 1970.
  • Чанак-Медич М. Из исторjе Ариља — Саопштење [Републичке завод за заштиту споменика културе]. — Београд, 1982. — Т. 14. — С. 25—49.
  • Васильев Л. Ариљски преписивачки центар и култ светог Ахилиjа код Срба — Научни састанак слависта у Вукове дане. — Београд, 1985. — Т. 14/1. — С. 165—175
  • Суботин-Голубович Т. Српско рукописно наслеђе од 1557 године до средине XVII в. — Београд, 1999. — С. 102—103.
Источник —

Same as Церковь Святого Ахиллия (Ариле)