Бауман, Герман Германович
- 1 year ago
- 0
- 0
Герман Даниэль Теодор Бенкен ( нем. Hermann Daniel Theodor Beenken ; 2 февраля 1896, Бремен — 6 апреля 1952 года, Мадрид ) — немецкий историк искусства .
После окончания школы Герман Бенкен, сын бизнесмена, изучал историю искусства во Фрайбурге-им-Брайсгау под руководством Вильгельма Пиндера и в Мюнхене под руководством Генриха Вёльфлина , где он в 1920 году получил докторскую степень по теме «Проблемы формообразования в архитектуре немецкого классицизма» (Gestaltungsproblem in der Baukunst des deutschen Klassizismus).
Затем он стал сотрудником Вильгельма Пиндера в Институте истории искусств при Лейпцигском университете и сосредоточил своё внимание на изучении скульптуры немецкого Средневековья. Затем он преподавал в университете в должности приват-доцента. В 1925—1927 годах Герман Бенкен работал в Институте истории искусств во Флоренции, изучая архитектуру Тосканы и творчество Мазаччо и Мазолино да Паникале . После его возвращения в Лейпцигский университет он стал самым молодым адъюнкт-профессором истории искусств. Бенкен работал в Лейпциге в тесном сотрудничестве с Лео Брунсом и Теодором Хетцером .
В Лейпциге Герман Бенкен исследовал творчество нидерландских живописцев Яна и Хуберта ван Эйков , Рогира ван дер Вейдена . Известен спор Бенкена с историком искусства Эрвином Панофским о том, кто из братьев ван Эйк является главным автором Гентского алтаря . Панофский критиковал способ атрибуции, применяемый Бенкеном. Спор вылился в принципиальную дискуссию: какой метод — иконографии или иконологии , развитый в дальнейшем Панофским, может надёжно доказать авторство художественного произведения.
После прихода к власти национал-социалистов в Германии Бенкен 11 ноября 1933 года подписал « Заявление профессоров немецких университетов и вузов о поддержке Адольфа Гитлера и национал-социалистического государства » — документ, который подписали более 900 учёных и преподавателей. Официальный заголовок гласил «С Адольфом Гитлером за честь, свободу и право народа Германии!» (Mit Adolf Hitler für des deutschen Volkes Ehre, Freiheit und Recht!) .
Во время своего пребывания в Лейпциге в 1933 году Герман Бенкен стал членом Национал-социалистического союза учителей (Nationalsozialistischen Lehrerbund). После начала Второй мировой войны в 1940 году он присоединился к Национал-социалистической рабочей партии Германии и в следующем году — к Немецкой национал-социалистической ассоциации лекторов. После окончания войны в апреле 1945 года Военный трибунал осудил Бенкена, но 25 июля 1946 года он был реабилитирован специальным комитетом антифашистской партии Саксонии.
В 1949 году Бенкен, который тем временем обратился к архитектуре периода романтизма , принял приглашение в Рейнско-Вестфальский технический университет Ахена (Rheinisch-Westfälische Technische Hochschule Aachen; RWTH Aachen University), где возглавил кафедру истории искусства. Основные направления его работы: исследования голландской и итальянской живописи XV—XIX веков и «творческих идей эпохи романтизма». В Ахене (Северный Рейн-Вестфалия) Бенкен с 1948 года был директором «Собрания Рейффа» (Sammlung Reiff-Museum) .
6 апреля 1952 года Герман Бенкен умер во время служебной поездки в Мадрид.
Герман Бенкен — один из самых выдающихся учёных- медиевистов Германии, сыгравший важную роль в утверждении новых подходов к изучению средневековой культуры. В отличие от большинства исследований в области исторических художественных стилей , Герман Бенкен обращался не к формальной стороне произведений искусства, как поступали Алоиз Ригль , Генрих Вёльфлин и Август Шмарзов , а к внутренней логике формообразования, определяющей связь смысла произведения и его внешней формы. Он также показал, что архитектура может быть хорошим зеркалом эпохи и её задач, и что архитектура XIX века не отрицала, а продолжала решать те же задачи, которые были у неё и в прошлые эпохи.